Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
14:48 

Менвиты, рудокопы, арзаки и Европа

Liquidator
Цивилизация менвитов всегда казалась мне прогрессивнее, чем у арзаков. Хотя арзаки, по тексту, богаты талантами, а менвиты большей частью лишь надсмотрщики, – впечатление цивилизационной мощи производит именно менвитское государство.

Тут и военная сила, и техника, и культ спорта, и межпланетные перелёты, и сам факт, что на Рамерии именно менвиты заняли доминирующее положение. Арзаки же представлялись мне беспечными, ребячливыми, недальновидными, а с такими качествами вроде бы непросто создать передовую культуру.

Однако сейчас я пришёл к выводу, что дело, видимо, обстояло ровно наоборот. Взять, например, подземных рудокопов. Цивилизация их, несмотря на хитроумные технические приспособления, приручение драконов и Шестилапых, воинственность – всё же очевидным образом уступает цивилизациям верхнего мира. Причина отсталости – в недостатке ресурсов Пещеры и её плохом климате. Простому народу в таких условиях живётся намного хуже, чем его верхним собратьям – Жевунам, Мигунам и т.д. Непосильный труд, бедность, болезни, ранняя смертность – вот картина жизни подземных рудокопов. Сохраняется в Пещере и отсталая, архаичная система правления в виде монархии, хотя наверху короли давно свергнуты. Да и в технике рудокопы, несмотря на развитую промышленность, уступают наземным жителям (ведь только Лестар сумел восстановить Священный источник, над которым подземные мастера безуспешно бились многие месяцы). Оторванность цивилизации от внешнего мира, конечно, делает её самобытной, но и увеличивает отсталость (нет обмена знаниями, технологиями).

Тем удивительнее для меня было, что именно рудокопы страдали подозрительностью в отношении верхних жителей, ожидали от них коварства, нападения и т.п., хотя, казалось бы, зачем верхним эта тёмная, сырая, полунищая Пещера, куда и зайти-то боязно?

Но поразмыслив, я понял, что это вполне логично: подозрительность и враждебность к окружающему миру всегда сильнее в тех обществах, ресурсы которых скудны. Именно эта скудость делает ресурсы особо ценными для их обладателей, ведь любая недостача может оказаться критической. А в обществах благоденствия как раз нормальна беспечность и щедрость, как материальная, так и душевная.

Отсюда я заключаю, что менвиты, до того как коварный замысел Гван-Ло позволил им подчинить арзаков, вполне могли быть народом отсталым по меркам цивилизации – не гунны, конечно, но нечто вроде современных «стран третьего мира».

Не исключено также, что менвиты до этого работали в качестве трудовых мигрантов на арзакских предприятиях, и арзакам это казалось в порядке вещей (трудовое сотрудничество, укрепление связей, дружба народов), а в самих менвитах зародило ощущение угнетённости, неравноправия, – и именно это ощущение сделало позже менвитов столь падкими на льстивые речи Гван-Ло. Покорение арзаков могло казаться менвитам возмездием за своё собственное приниженное до тех пор положение.

@темы: изумрудное, книги, политика, размышление, эсмерология

URL
Комментарии
2017-07-05 в 15:05 

Ramine, Reine des souris
Рамина, Королева Полевых Мышей
Цивилизация менвитов всегда казалась мне прогрессивнее, чем у арзаков. Хотя арзаки, по тексту, богаты талантами, а менвиты большей частью лишь надсмотрщики, – впечатление цивилизационной мощи производит именно менвитское государство.
Что логично: иначе бы они, возможно, и подчинили бы арзаков, но ненадолго. И не смогли бы создать боевую технику, космические корабли; не управляли бы ими. Именно арзаки "богаты талантами" оттого, что Волков в те времена просто не мог позволить себе приписать рабовладельцам хоть какие-то достоинства; полагалось выводить подобных персонажей исключительно как паразитические формы жизни. Но откуда бы тогда взялся Кау-Рук?)))

Отсюда я заключаю, что менвиты, до того как коварный замысел Гван-Ло позволил им подчинить арзаков, вполне могли быть народом отсталым по меркам цивилизации – не гунны, конечно, но нечто вроде современных «стран третьего мира».
Вряд ли. Скорее, подобно британцам и тем же индийцам или африканцам (уж вы то, надеюсь, в курсе, что на "черном" континенте до прихода колонизаторов существовали и королевства и империи, не только "дикие негры и пальмы"). Та же Индия - и культура куда древнее, и на тот момент, в чем-то глубже и богаче европейской, но все же - была подчинена Британской Империей. Если покорение случилось в пределах одного поколения, то сомневаюсь, что уже сейчас существовали бы гунны клингоны викинги менвиты-ученые, инженеры.. и штурманы)), сравнимые с арзакскими.

Покорение арзаков могло казаться менвитам возмездием за своё собственное приниженное до тех пор положение.
Вариант вполне вероятный (да еще и какой злободневный:)), но мне кажется, все-же, избыточным.

2017-07-06 в 18:14 

Liquidator
иначе бы они, возможно, и подчинили бы арзаков, но ненадолго

Ну, Римскую империю всё же варвары разрушили необратимо)

Но откуда бы тогда взялся Кау-Рук?)

Есть, кстати, версия, что Кау-Рук не волковский герой.

Та же Индия - и культура куда древнее, и на тот момент, в чем-то глубже и богаче европейской, но все же - была подчинена Британской Империей

В Индии культура древняя и самобытная, но всё же Индия во многом отставала от европейской цивилизации, и сейчас обычно Индию относят к странам третьего мира.

Но вообще да, однозначной картины не наблюдается: бывает, что более развитые цивилизации берут верх над менее развитыми (Кортес, Британская империя, прочие колонизаторы), а бывает и наоборот (нашествия варваров, татаро-монгольское иго и т.д.).

URL
2017-07-06 в 20:57 

Ramine, Reine des souris
Рамина, Королева Полевых Мышей
Liquidator, Ну, Римскую империю всё же варвары разрушили необратимо)
После ее длительного упадка; и превышения территориальных размеров, допустимых с учетом тогдашних средств коммуникации.

Есть, кстати, версия, что Кау-Рук не волковский герой.
Не поняла. Он мог вдохновляться любыми источниками, но штурман был им самостоятельно прописан.

и сейчас обычно Индию относят к странам третьего мира.
В самом мире - уже давно нет))). Да и речь шла именно о прошлых веках.

2017-07-06 в 21:15 

Liquidator
Ramine, Reine des souris,

После ее длительного упадка; и превышения территориальных размеров, допустимых с учетом тогдашних средств коммуникации.

согласен)

Не поняла. Он мог вдохновляться любыми источниками, но штурман был им самостоятельно прописан.

Бытует устойчивая версия, что «Тайну заброшенного замка» дописывал не Волков. По крайней мере, книжная редакция сказки, впервые опубликованная в 1982 году (т.е. через 5 лет после смерти Волкова), довольно сильно расходится с прижизненными редакциями (публиковались в сокращении в 1971 и 1976 гг. в казахской периодике). И в прижизненных текстах — Кау-Рук совсем не такой. Он там показан как заурядный участник экспедиции, притом роль его эпизодична. Нет ни харизмы, ни бунтарства, ни соперничества с Мон-Со, ни прочих ярких моментов его биографии.

URL
2017-07-06 в 21:56 

Ramine, Reine des souris
Рамина, Королева Полевых Мышей
Liquidator, Нет ни харизмы, ни бунтарства, ни соперничества с Мон-Со, ни прочих ярких моментов его биографии.

А, про это слышала. Но сие есть лишь гипотеза, доказательства отуствуют. Вед черновиков Волкова в доступе нет и узнать, сам он или еще кто после первых публикаций и до/после смерти автора внес изменения, невозможно.
Не говоря уже о том, что версия от 1982 года является для нас именно тем, окончательным источником, определяющим историю того мира. Ранние разработки Волкова периода "нащупывания" сюжета и лора интересны лишь с литературоведческой и биографической точки зрения.

2017-07-06 в 22:27 

Liquidator
Ramine, Reine des souris,

сие есть лишь гипотеза, доказательства отуствуют. Вед черновиков Волкова в доступе нет и узнать, сам он или еще кто после первых публикаций и до/после смерти автора внес изменения, невозможно

К сожалению, да. Хотя характер произведённых в сюжете замен, а местами и стиль — сильно выбиваются из обычной авторской манеры Волкова. Но вы правы, это уже вопрос для литературоведов)

URL
2017-07-13 в 12:02 

Liquidator
Хотя характер произведённых в сюжете замен, а местами и стиль — сильно выбиваются из обычной авторской манеры Волкова.
Мне вот что показалось. Перечитывая уже во взрослом состоянии волковскую гексалогию, я обратил внимание на то, что первая, "баумовская" книга написана стилем, имитирующим разговорный: словно это текст не для самостоятельного чтения, а для того, чтобы родители читали его вслух детям. Во второй книге "разговорный" стиль уже менее заметен, в третьей - ещё менее, в четвёртой и пятой его уже нет или почти нет - что логично, читатель взрослеет. А в шестой он внезапно возвращается - что очень резко контрастирует с предыдущим и может создать ощущение "не волковского" стиля.
Может быть, последняя редакция "ТЗЗ" создавалась Волковым, когда он уже был настолько тяжело болен, что не мог ни сам писать, ни редактировать написанное, и потому просто диктовал вслух? А редакторы не стали править стиль, сочтя его вполне соответствующим детской сказке?

К вопросу о том, которая из двух рамерийских цивилизаций более высоко развита. Думаю, развитие их было примерно на одном уровне, так что рассуждать на уровне "мы - цивилизация, а они - варвары" вполне могли обе стороны. Не Англия и Индия, а, скажем, Англия и Япония XX века.
Заметим, что, во-первых, на Рамерии упоминаются только две цивилизации примерно одного порядка - и больше никаких. То есть можно предположить, что до определённого времени и менвитская, и арзакская цивилизации были экспансионистскими, поглощающими и ассимилирующими другие народы (подобно тому, как Рим даже варваров, поделивших его обломки, заставил говорить на латыни, превратившейся ныне в итальянский, испанский, французский и румынский языки - жители бывшей провинции Дакия так до сих пор и именуют себя "romani", хотя биологических потомков римлян среди них кот наплакал). Расширяться эти империи прекратили, вероятно, только когда "упёрлись" друг в друга, потом, возможно, воевали между собой, решительной победы одержать, естественно, никто не смог, и установилась ситуация "двух медведей в одной берлоге" - примерно как между христианским и исламским миром в Средневековье.
Во-вторых, как можно понять из текста "ТЗЗ", к моменту переворота обе нации уже спокойно жили вперемешку. Арзаки ещё именуются "чужестранцами", а менвиты - их "соседями", но раз в менвитском государстве можно запретить арзакский язык и закрыть арзакские школы - значит, арзаков там как минимум очень много.
Возможно и другое. Держава арзаков - огромная, аморфная, отягощённая многотысячелетней историей, "принадлежащая уже более не истории, а географии"; государство менвитов - молодое, компактное, боевое, максимально отмобилизованное и отмотивированное, чьи люди давно и почти официально проникли во все структуры власти арзаков и указывают их потерявшим всякую волю правителям, что делать. Эдакая поздняя Византия плюс находящаяся на наивысшем подъёме Венеция, или раздробленная феодальная Италия, изнемогшая в постоянных войнах сама с собой, и мощная абсолютистская Испания, только что разнёсшая в пух и прах своих извечных врагов-мавров и жаждущая продолжения банкета.

2017-07-13 в 19:39 

Liquidator
Маккуро Куроске,

Может быть, последняя редакция "ТЗЗ" создавалась Волковым, когда он уже был настолько тяжело болен, что не мог ни сам писать, ни редактировать написанное, и потому просто диктовал вслух? А редакторы не стали править стиль, сочтя его вполне соответствующим детской сказке?

Исключить этого нельзя, но всё же, мне кажется, маловероятным. Я слышал, что когда Волков заболел, ему уже стало не до писательства. И в ТЗЗ ведь не только стиль отличается, там ещё много логических неувязок: Урфин, многократно снующий с тачкой между огородом и ИГ, будто это путь на пару часов, а не на целую неделю; он же, чудом просочившийся в Великую пустыню; рытьё мышами подземного хода...

к моменту переворота обе нации уже спокойно жили вперемешку. Арзаки ещё именуются "чужестранцами", а менвиты - их "соседями"

Возможно и сосуществование различных культур в рамках общего государства, наподобие латиноамериканцев в современных США и т.п. Впрочем это противоречило бы версии ТЗЗ-1976, где говорится о двух материках: «На Рамерии было два материка, населенных менвитами и арзаками. Воинственные менвиты сто лет назад покорили арзаков, превратили их в рабов и теперь решили начать завоевание других планет».

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

записки Чугунного Дровосека

главная