18:19 

Закат тиховерия

Liquidator
В конце 1980-х – начале 1990-х, когда накрылась советская идеология, резко выросло число верующих. Кто-то ушёл в религию искренне, кто-то поддался веянию моды.

Для многих религия заполнила возникший идеологический вакуум. И даже стала способом национальной самоидентификации: часто русский человек причислял себя к православным, считая, что это вера его страны, его предков и т.д.

Религия пронизала все слои общества: к ней в равной степени тяготели горожане и сельчане, богатые и бедные, патриоты и либералы, рабочие и интеллигенция.

Однако, по моим наблюдениям, имелось всё же одно различие: поколенческое.
Те верующие, что были рождены примерно до 1980 года, зачастую не просто верили сами, но и активно пропагандировали свою веру, пытались вовлечь в неё других (что обычно давало обратный эффект), осуждали «инаковерующих», погружались в религиозную литературу, обычаи, обряды (часто, впрочем, толкуя их поверхностно, без понимания сути). Пожалуй, в этом присутствовал некий ажиотаж неофитов.

А вот верующие, рождённые после 1980 года, были уже другими. Для них вера стала нормой с малых лет: они росли в среде, где религия уже не манила, как запретный плод, а была одной из полноправных сторон жизни.

Их отношения с религией я бы обозначил как тиховерие. Такие люди уже, как правило, не выпячивали свою религиозность, не старались обратить в свою веру других, без симпатии относились к религиозным фанатикам, осуждая тех за излишний радикализм. Поколение тиховерия вообще не особо любило говорить о религии (сама тема казалась им слишком личной), терпимо воспринимало атеистов, агностиков, иноверцев.

Тем не менее, для тиховерующих тоже оставались важны Бог, церковь, крещение, основные религиозные праздники. Даже если тиховерующий человек попадал в церковь лишь раз в пару лет, всё равно у него сохранялся пиетет перед именем Бога и тысячелетней религиозной традицией.

...Но в последнее время я замечаю, что тиховерие тоже уходит в прошлое. Люди, родившиеся во второй половине 90-х годов и в нулевые — всё чаще оказываются индифферентны к религии вообще. Для них это всё архаика и пережиток, причём архаика малоприятная либо просто забавная.

Это видно на примере отношения трёх вышеназванных поколений к религиозным фанатикам. Если у старшего поколения такие фанатики вызывали одобрительное почтение, то у тиховерующих – скорее раздражение, а у нового поколения – смех.

В этом смысле новое поколение напоминает позднесоветских школьников: рациональное мышление, презрение ко всем спущенным сверху идеологиям, иммунитет к религии и взгляд на неё свысока.

Таким образом, религия в нынешнем обществе начала отступать, съёживаться, вновь обретая то место, которое отводил ей поздний Советский Союз.

P.S. Разумеется, деление на поколения здесь условно. И, как в любой подобной классификации, возможна огромная масса исключений.

@темы: размышление, неполиткорректное

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

записки Чугунного Дровосека

главная