13:25 

Два фактора привлекательности персонажей

Liquidator
Есть много причин, по которым тот или иной персонаж может нравиться публике. Бывают герои-харизматики, бывают хацешные страдальцы, бывает, что видишь в персонаже родственную душу или воплощение идеала. Часто симпатию вызывают определённые качества или черты характера: благородство, острый ум, смелость, невозмутимость, иронический взгляд на мир и т.д. и т.п.

Поразмыслив, я обнаружил ещё пару факторов (связанных между собой), которые повышают привлекательность вымышленных героев.

Первый фактор — Наличие устойчивого эпитета, зачастую слившегося с именем: комиссар Каттани, оружейник Просперо, доктор Ватсон, альтист Данилов, Пачкуля Пёстренький, кардинал Ришелье, звёздный штурман Кау-Рук, инженер Клёпка, профессор Преображенский, папа Карло, капитан Грант, дон Корлеоне, фрекен Бок, синьор Помидор, магистр Йода, Лысый Пер, братец Кролик...

В самом деле, к примеру, Страшила Рэдли звучит гораздо выразительнее, чем заурядное Артур Рэдли.

Как видно из приведённого списка, большинство эпитетов можно поделить на несколько категорий: профессия; воинское, учёное или почётное звание; термины родства; прозвища.

Второй фактор привлекательности — Владение в совершенстве каким-либо умением, сверхпрофессионализм.

Особенно впечатляет, когда это умение помогает персонажу спастись от гибели или спасти других: канатоходец Тибул уходит от преследователей по канату над Площадью Звезды; сыщик Холмс защищает доброе имя, жизнь и свободу неправедно обвинённых клиентов; альтист Данилов осаживает судей, усомнившихся в его профессионализме; доктор Сальватор, оперируя, казалось бы, безнадёжного пациента, создаёт человека-амфибию...

@темы: буратино, дюма, звёздные войны, изумрудное, имена, карлсон, книги, незнайка, размышление, спрут, три толстяка, чиполлино, шерлок холмс

URL
Комментарии
2016-12-12 в 13:28 

Ramine, Reine des souris
Рамина, Королева Полевых Мышей
Не лишено. Особенно - профессионализм.

2016-12-12 в 23:06 

dumalkaS
Человеку важно знать свой дом. Весь свой дом, а не один свой угол.
Не очень понимаю особенности привлекательности? Один только эпитет не даёт этого эффекта. Выразительность имени даёт, привлекательности персонажу не добавляет.

2016-12-12 в 23:21 

Felis caracal
Лирик с матерным уклоном (с)
Наличие устойчивого эпитета, зачастую слившегося с именем
Какая тут связь? Обозначение профессии и иных атрибутов социального статуса есть у кучи персонажей, как правило, это просто повторение авторского наименования персонажа. С привлекательностью это кмк нифига не связано. Колдунья Арахна, ага, очень популярная героиня... Или алхимик Парцелиус - ну ваще симпатичнее и популярнее некуда.

2016-12-13 в 15:36 

Liquidator
dumalkaS, Felis caracal, да, наверное привлекательность неточное слово. Скорее можно сказать, что персонаж становится ярче, колоритнее, повышается его самобытность, непохожесть на других героев, но при этом он вполне может оставаться отрицательным, вызывая антипатию и раздражение у читателей/зрителей.

Алхимик Парцелиус - ёмкое по смыслу словосочетание. Оно и для названия книги сгодилось. А если бы книга называлась просто "Парцелиус", это вызвало бы скорее недоумение, кмк.

Или, к примеру, Почтальон Печкин. Звучит колоритнее, чем просто Печкин или какой-нибудь Иван Печкин.

URL
2016-12-13 в 15:45 

Felis caracal
Лирик с матерным уклоном (с)
Liquidator, и опять нет. Ты перечислил нескольких персонажей и делаешь на их основе вывод о явлении в целом. С тем же успехом можно притянуть столько же ярких персонажей, которых называют по имени, и сказать, что их яркость и самобытность - заслуга вот такого наименования. Шерлок Холмс и Эркюль Пуаро передают привет) И рядом - не менее колоритные по-своему мисс Марпл и комиссар Мегрэ.

2016-12-13 в 16:16 

Liquidator
Felis caracal, я считаю, что яркость (запоминаемость, харизматичность) персонажа складывается из множества факторов. Одни авторы, к примеру, заботятся о том, чтобы подробно описать внешность героя, но не уделяют внимания его манере речи. У других авторов наоборот, речь каждого персонажа самобытна, а о внешности говорится вскользь, либо вообще умалчивается. То есть, не каждый автор непременно задействует полный набор факторов (и не факт, что вообще существует полный набор).

Тем не менее, яркое имя - как раз один из значимых факторов. Яркость имени не обязательно достигается эпитетом; в приведённых тобой примерах Холмс и Пуаро наделены достаточно редкими личными именами, которые соответственно лучше запоминаются. (Я недавно узнал, что Конан Дойль вначале хотел Холмса назвать Шерринфордом; был бы не менее звучный вариант.) Или вот во вселенной U.N.C.L.E. одного из героев звали, кажется, Наполеон Соло - тоже, услышишь - нескоро забудешь. Но естественно, если оригинальность персонажа исчерпывается одним лишь звучным именем, далеко такой персонаж не продвинется.

В любом случае... Я, к примеру, смотрю множество фильмов в последние годы, и герои там в большинстве своём носят заурядные имена. Типичные для страны, где происходит действие. Так вот, припомнить, как кого звали, спустя пару недель после просмотра - мне уже удаётся редко. Легче вспомнить имя актёра.

URL
2016-12-13 в 16:20 

Felis caracal
Лирик с матерным уклоном (с)
Liquidator, я все еще могу притащить Гарри Поттера или Мэри Поппинс. Или Элли Смит. Самые обычные имена без выкрутасов.
И если бы проблема фильмов была только в именах героев)

2016-12-13 в 16:47 

Liquidator
Felis caracal, я же не говорю, что герой с обычным именем лишён шансов на успех) Я говорю о том, какими средствами эти шансы можно повысить.

URL
2016-12-13 в 16:51 

Felis caracal
Лирик с матерным уклоном (с)
Liquidator, да-да, с тобой согласен весь фикбук)) Если герой при этом картонка картонкой, то хоть принцем Офигиэлем дель Аметисто его обзови, не поможет.

2016-12-13 в 16:53 

dumalkaS
Человеку важно знать свой дом. Весь свой дом, а не один свой угол.
Felis caracal, разве что над именем поржать придёшь... И то хватит на пару строк.

2016-12-13 в 16:54 

Liquidator
Felis caracal,

Если герой при этом картонка картонкой, то хоть принцем Офигиэлем дель Аметисто его обзови, не поможет.

В моём комменте выше (в 16:16) последнее предложение 2-го абзаца как раз об этом говорит)

URL
2016-12-13 в 17:01 

Felis caracal
Лирик с матерным уклоном (с)
Liquidator, видишь ли, если на картонного супергероя Офигиэля максимум придет два человека поржать, а Элли Смит без всяких там слившихся с именем звучных эпитетов и сверхпрофессионализма знает пол-СНГ, то твои изначальные тезисы про связь привлекательности и имени-профессионализма неверны. И все зависит от мастерства автора в описании героя.

2016-12-13 в 17:07 

Liquidator
Felis caracal, странная логика) Всё равно как сказать: «если Паганини способен сыграть на одной струне, значит остальные шесть струн не нужны» )

URL
2016-12-13 в 17:52 

Felis caracal
Лирик с матерным уклоном (с)
Liquidator, неа. Следи за руками: есть яркие, привлекательные герои с "социальными" эпитетами возле имени. Но есть не менее яркие и привлекательные герои без таких эпитетов. Есть герои, которые привлекают профессионализмом. Но также есть герои, которые вообще никаким профессионализмом не блещут, но тем не менее отлично привлекают.
Вывод: прямой зависимости между наличием эпитетов и суперпрофессионализма у героя и его привлекательностью для читателя нет.

2016-12-13 в 18:13 

Liquidator
Felis caracal, ну, если угодно, считай это моей личной имхой) Мне кажется, что яркий герой, которого мы знаем с эпитетом или профессионализмом, лишись он этого эпитета/профессионализма, частично растерял бы обаяние. Не до конца, конечно, но всё же стал бы менее популярен у читателей.

Мне также кажется, что эпитет несёт смысловую нагрузку, увеличивающую привлекательность имени. "Профессор", "доктор", "инженер", "магистр" - повышают уважение к персонажу. "Папа" <Карло>, "братец", "кума" - встраивают персонажа как бы в смысловой ряд родства, добавляют оттенок теплоты, герой становится в большей степени своим для читателя.

Естественно, я не могу проверить эту теорию на практике. Нет статистики, показывающей, какую долю фанатов принесло Кау-Руку звание звёздного штурмана, и т.п.

Если же моя теория неверна, то мне тогда непонятно, например, зачем с таким упорством Владислав Крапивин или Софья Прокофьева дают своим персонажам прозвища, порой весьма даже странные. Гвоздик, Сандалик - ещё куда ни шло, но Славка Дыркнаб, Ласточка Два Пятнышка, Тётушка Пивная Кружка, барон Нибумбум... :-/
Может быть, у тебя есть иные гипотезы о том, зачем авторам нужен подобный приём?)

URL
2016-12-13 в 18:21 

Felis caracal
Лирик с матерным уклоном (с)
Liquidator, эпитет несёт смысловую нагрузку, увеличивающую привлекательность имени. "Профессор", "доктор", "инженер", "магистр" - повышают уважение к персонажу. "Папа" <Карло>, "братец", "кума" - встраивают персонажа как бы в смысловой ряд родства, добавляют оттенок теплоты, герой становится в большей степени своим для читателя.
Могу принести сюда да хотя бы профессора Амбридж и дядю Вернона. Уважение и оттенок теплоты, правда, чот незаметны.
А Крапивину и Прокофьевой может просто нравиться именование своих героев заковыристыми прозвищами. Я плохо знаю их творчество, Крапивин мне вообще не зашел, потому глубоко судить не могу.

2016-12-13 в 18:39 

Liquidator
Felis caracal, ну вот я к тому говорю, что это может нравиться не только Крапивину с Прокофьевой, но и некоторой доле их читателей)

Дядя Вернон - действительно интересный случай. Я думаю, что там, во-первых, драма бедного Гарри строится в некоторой степени на этой фишке: сам Гарри и весь магический мир по умолчанию ждут от Дурслей родственного отношения к осиротевшему племяннику, а Дурсли злобно обламывают эти ожидания, тем самым нагнетая ощущение несправедливости. Нарушение ожиданий часто идёт в помощь сюжету. В частности, Весёлая башня (у Стругацких) на самом деле совсем не весёлая; Изумрудный город - не совсем изумрудный, и т.д. и т.п.
Но в этой гипотезе я не уверен.

А во-вторых, у Гарри просто не было иного выхода, кроме как называть Вернона дядей, а Петунию тётей. Не мог же он звать их мистером и миссис, или просто по именам. Они действительно его дядя и тётя. А книга Роулинг написана с POV Гарри, так што деваться некуда.

URL
2016-12-13 в 19:06 

Felis caracal
Лирик с матерным уклоном (с)
Liquidator, ок, но позволь напомнить, что изначальным тезисом у тебя было следующее: устойчивый эпитет повышает привлекательность героев вообще. А не только у Крапивина и Прокофьевой и некой доли их читателей.
у Гарри просто не было иного выхода, кроме как называть Вернона дядей, а Петунию тётей.
Бинго! Я об этом говорила с самого начала: авторское наименование героя, никак не связанное с его привлекательностью.

2016-12-13 в 19:45 

Liquidator
Felis caracal,

ок, но позволь напомнить, что изначальным тезисом у тебя было следующее: устойчивый эпитет повышает привлекательность героев вообще. А не только у Крапивина и Прокофьевой и некой доли их читателей.

Так это получается просто-напросто спор о кванторах) Про "вообще" я, конечно, не имел в виду. На мой взгляд, в литературе - столь строгих законов, универсальных для всех и не допускающих исключений, крайне мало. "Привлекательность героев вообще" - обязывала бы тогда всех читателей поголовно любить (или не любить) такого-то персонажа (или категорию персонажей). А так не бывает.

Что имел в виду я — это скорее наличие некой тенденции. Не всеобъемлющей, не претендующей на универсальность, не отрицающей возможности других тенденций. Есть категория случаев, где эпитет - дополнительный бонус. Это не значит, что эпитет будет бонусом всегда и везде, или что нельзя достигнуть успеха без этого бонуса, или что этот бонус панацея против всех недостатков, способная превратить картонного перса в кумира трёх поколений читателей.

Бинго! Я об этом говорила с самого начала: авторское наименование героя, никак не связанное с его привлекательностью.

Да, но оно ведь не отменяет подспудных коннотаций, которые возникают сами собой при слове "дядя", "тётя" и т.д. Гудвин Великий и Ужасный может оказаться совсем не великим и не ужасным маленьким человечком, но это же не значит, что слова "Великий и Ужасный" звучали вхолостую. Они настроили читателя на определённый лад. Составили персонажу образ и репутацию. Если автор считает нужным перечеркнуть этот образ - это его авторское право, но это не значит, что образа не было.

Дядя Вернон - никудышный дядя. Мыш Долгохвост - на самом деле бесхвостый. Профессор Амбридж - бездарный профессор. Она получила вначале "кредит доверия" от учеников (не знавших её раньше) благодаря своему профессорскому званию и статусу, но затем она очень быстро это доверие разменяла на розовых котят, профанацию учебного курса, мелочные придирки итд итп. Большой Брат у Оруэлла ведёт себя вовсе не по-братски, более того, это вообще фигура несуществующая, пропагандистский мифический образ; однако создатели этого образа зачем-то же назвали его Братом, а не, скажем, Надзирателем, Карателем или Соглядатаем; значит, какую-то цель они преследовали, опирались на какие-то смыслы, понятные большинству обычных людей.

URL
2016-12-14 в 15:46 

hanna-summary
я нашла тебе цитату в подкрепление версии:

"Джек Воробей! - Капитан Джек Воробей!"

2016-12-14 в 15:49 

Liquidator
hanna-summary, о, спасиб))

URL
2016-12-24 в 19:30 

Не готов ничего сказать по обсуждаемой теме, но, к примеру, у О.Генри масса героев с именами типа "прозвище + имя", но сквозных и самых известных его героев зовут просто Джефф Питерс и Энди Таккер.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

записки Чугунного Дровосека

главная