11:42 

Постановка «На дне» театра ТеНер

Liquidator
В воскресенье мы с фрау Рэтхен посмотрели ТеНеровский спектакль «На дне».

Пьесу Горького я со школы не перечитывал и основательно забыл: в памяти остались только Лука, Актёр и знаменитый монолог Сатина. С образом Луки у меня тогда вышло рассогласование: по тексту он мне очень приглянулся, но при разборе на уроке литературы учительница разгромила его в пух и прах (что, впрочем, моих симпатий не изменило).

ТеНеровский Лука (в исполнении Бориса Федотова) показался мне совсем не таким, как в тексте, но, пожалуй, даже интереснее.

По тексту Лука производил впечатление мягкого, тихого, елейного старичка, вроде Платона Каратаева, да ещё с затаённым лукавством (кстати, занятная перекличка: Лука vs лукавый ~ апостол vs дьявол). Горьковский Лука – всеобщий примиритель, проповедник смирения. В речах своих он всё время темнит, уводит разговор от темы, уходит от прямого столкновения, будто прячется за своими словами и прибаутками: всюду он как бы ни при чём, как и положено мимо проходящему страннику.

В ТеНеровской же трактовке видно, что Лука – личность сильная и непокорная. Он активно вмешивается во все конфликты и старается дать внятную мировоззренческую альтернативу окружающей его безысходности. А уж насколько его альтернатива пригодна – вопрос, конечно, отдельный.

Убедительно сыгран Васька Пепел. Живописен Барон (Владимир Каменский), несмотря ни на что сохраняющий оттенок аристократизма. Вполне аутентичны Василиса (Александра Неронова) и Наташа (Надежда Рыжкова). Бубнов, Татарин и Медведев – хотя положительными героями их трудно назвать, но образы получились располагающие, и даже с комической ноткой.

Любопытно, как, буквально несколькими штрихами, при минимуме реплик, удалось обрисовать образ Анны (Мэгенн), выразительный, достоверный и ёмкий.

Немного запутало меня «раздвоение» Егора Боборыкина между ролями Актёра и Алёшки. К стыду своему, я долго не мог сообразить, что это два разных персонажа.

Рассуждения Сатина о Человеке ещё в школе как-то прошли мимо меня. Цитата известная, но смысл её так и остался мне неясен. Гордиться принадлежностью к человеческому роду – чем это лучше сословного принципа, где люди получали высокий статус просто по праву рождения, не ударив пальцем о палец?

Возможно, Сатин чувствует, что ничего у него уже не осталось кроме человеческой сущности, не на что больше опереться, и поэтому пытается примкнуть к некоему абстрактному обобщённому человечеству.

Есть в этом что-то от Декларации прав и свобод, и от концепции Мировой души, – но также и от пародийного «союза галантерейщика и кардинала» из советской экранизации «Трёх мушкетёров».

Призыв «уважать человека, не унижать его жалостью» – выглядит как заочная полемика с Лукой, который всех жалел. Но полемика получается голословная, поскольку, например, у той же Анны не было выбора между жалостью и уважением. Лука своей жалостью хотя бы пытался её утешить, а всем остальным, в том числе и законному мужу, было на Анну глубоко плевать.

...Понравилось мне музыкальное сопровождение спектакля. Правда, песен было меньше, чем в «Тени». Хорошо прозвучали знакомые уже «Колечко» и «Песня Хромого», а также ранее неизвестные мне «Три дороги вьются в поле» и «Поймать бы счастье за руку». Ещё встретилась любопытная версия песни «Прости мой край» – прежде я знал только детский вариант с пластинки Клары Румяновой.

Ну и, естественно, очень в тему оказалась «Варшавянка», исполнением которой завершился спектакль.

На обратном пути мы с фрау Рэтхен спорили о том, насколько актуальна сегодня пьеса Горького. По моим впечатлениям, социальная острота за минувшие сто лет поубавилась, нищеты стало меньше (хотя, конечно, своё «дно» существует в любом обществе). Но в этом вопросе мы не достигли согласия.

@темы: респект, реал, размышление, мелодии, книги, дюма, впечатления, тенер

URL
Комментарии
2016-09-27 в 11:51 

Alma Mahler
Рыцарь не сквернословит - он говорит с народом на его языке.
Спасибо за отзыв!
Этот "Макферсон" -- мой. Написан в 12 году в рамках цикла на стихи Бернса.

2016-09-27 в 11:58 

Romana.
"Рано или поздно. Так или иначе." «Пока есть ноги - дорога не кончается, пока есть попа - с ней что-то приключается»
Большое спасибо!!
(утащила к себе, если вы не против!)

2016-09-27 в 12:04 

Liquidator
Alma Mahler, Romana., вам спасибо за спектакль!

Alma Mahler,

Этот "Макферсон" -- мой. Написан в 12 году в рамках цикла на стихи Бернса.

Буду знать) То-то я смотрю, в песне столько куплетов оказалось. У Клары Румяновой, кажется, только две строфы было, и Крошка Джон вместо Макферсона.

Romana.,

(утащила к себе, если вы не против!)

Всегда за)

URL
2016-09-27 в 12:16 

Alma Mahler
Рыцарь не сквернословит - он говорит с народом на его языке.
Liquidator, это очень страшное и сильное стихотворение, и называется оно "Казнь Макферсона". :)

2016-09-27 в 12:23 

Liquidator
Alma Mahler, ага, я сейчас нашёл в интернете...)

URL
2016-09-28 в 07:14 

Мэгенн
И снег, и ветер, и звёзд ночной полёт…(с)/ Сухой актерский хлеб не равен чуду, а шутовство считается за грех (с)А.Н.
Спасибо!

2016-09-28 в 08:06 

Liquidator
URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

записки Чугунного Дровосека

главная