13:31 

«Самолёт по имени Серёжка», Владислав Крапивин

Liquidator
Очередной Крапивин, мрачнее всех предыдущих. Типично крапивинская смесь сказки и жизненной правды, снов и реальности.

Вызывает уважение то, что автор не побоялся взяться за темы сложные и тяжёлые: главный герой повести — мальчик-инвалид Ромка, с пяти лет прикованный к инвалидному креслу. Подругу его, девочку Сойку, бабушка принуждает заниматься попрошайничеством. Дети, чтобы выручить немного денег, собирают бутылки, оставшиеся после всякой пьяни. Среди взрослых тоже не всё гладко: есть в сюжете вор-домушник, есть подленький аферист, желающий «жениться на квартире» и ради этого разбивающий сердце хорошей женщине.

Притом, несмотря на внешний мрак, повесть получилась пронзительная и светлая. Мечты, надежды, полёты во сне и наяву, смертельная опасность, самопожертвование, горечь вечной разлуки — всего этого в повести вдоволь, в лучших крапивинских традициях.

Тема мальчишеской дружбы в этой книге, пожалуй, даже слишком гипертрофирована. Привязанность Ромки к своему другу настолько отчаянна и всеобъемлюща, что приобретает чуть ли не мелодраматическое звучание. Невольно вспомнились мне отзывы о творчестве Чарской, где так же зациклены друг на дружке были девочки. Впрочем, сам я Чарскую не читал, а обозначить Крапивина как своего рода «Чарскую для мальчиков», думаю, было бы неоправданным упрощением.

Не вполне этичным писательским решением мне показалось чудесное выздоровление главного героя. В сказке такое, конечно, возможно, но зачем дразнить напрасными надеждами тех читателей-детей, кто, подобно Ромке из повести, тоже лишён возможности ходить? Думается, таких читателей у книги наберётся немало. Всё же, полёты во сне это одно дело, а медицинский «научный феномен» полного исцеления — слишком рискованная тема для ответственного писателя. (Впрочем, припоминаю, в какой-то из давным-давно читанных крапивинских повестей тоже встречался мальчик, поначалу слепой, а потом прозревший.)

Финал книги неоднозначный и мрачный. Автор так тонко балансирует на грани между сбывшимся и пригрезившимся, желаемым и действительным, — что грань стирается, и остаётся полная неопределённость. То ли погибли оба главных героя, то ли один уцелел, то ли живы и тот и другой. Ясности нет, а все оптимистические заверения в финале оставляют ощущение тревожное и зыбкое. Словно автор играет с читателем, намекает, что кончилось всё очень плохо, но при этом не хочет совсем уж убить надежду...

@темы: крапивин, книги, впечатления

URL
Комментарии
2016-03-23 в 00:14 

Liquidator
tiger_black,

Но это мои проблемы как читателя, а не автора)) И со многими авторами так. Для автора важно - а читателя не цепляет.

Угу, вот я и чувствую, что для Крапивина это особая тема. Его право, безусловно)

ну вот, а я читаю ваши отзывы, потому что мне интересно ваше восприятие и ваше мнение.

Приятно слышать)

В том числе - и как мнение читателя другого поколения.

Вообще мне казалось, что мы с вами примерно одного поколения)

У меня к Крапивину тоже есть вопросы. Только другие...

Кстати, было бы интересно их узнать, хотя, подозреваю, это может быть тайна)

Я уж молчу о том, что Гермиона - сильная колдунья, и ее помощь Рону и Гарри неоценима.

Ну, они ж не корысти ради с ней дружили)) Хотя конечно пользовались её познаниями)

tramarim,

А такого варианта, что Ромка просто стесняется, в том числе и своей инвалидности, Вам в голову не приходил?)) У автора намеки на это есть и весьма наглядные.

Было и такое... Но не отменяло факта, что о Сойке он регулярно забывал и сам себя на этом ловил потом)

Не советую Вам читать сказку "Цветик-семицветик")))

Поздно))) Я её уж лет тридцать как прочёл)) Вообще пример хороший. Но чем-то отличается, даже не знаю... Может тем, что в «Цветике» фокал не инвалида, а здоровой девочки. Или тем, что сказка более детская, с меньшей долей реализма. Хотя конечно измерение долей — вопрос субъективный...

"Семь фунтов брамсельного ветра". Там девочка - главная героиня.

Спасибо... Попробую найти аудиокнигу или бумажный вариант...

Ramine, Reine des souris,

Даже не знаю, что на этот счет сказать... а зачем вы тогда его читаете?

Он поэтичен) хоть и пишет прозой) И дети в его книгах — хорошие люди с правильной системой ценностей) Вообще Крапивинским мирам присущ некий моральный иммунитет — они словно бы отторгают всякую грубость, грязь и пошлость.

в том числе и о надежде

В том числе.

Боцман с Утонувшего Брига,

Пока ещё??? Интересно, каким должно быть время, чтобы в детской литературе мейнстримом стали однополые отношения... и зачем.

Ну, мейнстримом и вправду не надо. Достаточно просто снять табу с этой темы. Показать, что такие люди тоже есть, и они не чудовища. Не вычёркивать их из общества.

URL
2016-03-23 в 00:16 

Ramine, Reine des souris
Рамина, Королева Полевых Мышей
Liquidator, Вообще Крапивинским мирам присущ некий моральный иммунитет — они словно бы отторгают всякую грубость, грязь и пошлость.
*вкрадчиво* А вы не задумывались, отчего они обладают такими качествами/возможностями?))

2016-03-23 в 00:20 

Liquidator
Ramine, Reine des souris, не знаю) наверно просто потому, что автор порядочный человек и талантливый писатель)

URL
2016-03-23 в 00:24 

tiger_black
Гриффиндорский идеалист
Вообще мне казалось, что мы с вами примерно одного поколения)
а можно спросить, почему вы так думали?)))
Кстати, было бы интересно их узнать, хотя, подозреваю, это может быть тайна)
никакой тайны. Мои вопросы касаются взрослых - учителей, родителей.
Ну, они ж не корысти ради с ней дружили)) Хотя конечно пользовались её познаниями)
дело не в корысти, а в направленности. В ГП Гермиона практически заботится о мальчиках, здесь - мальчики о Сойке.

2016-03-23 в 00:25 

tramarim
Боевой Заяц. Кусаюсь до последнего патрона.
Liquidator,
Было и такое... Но не отменяло факта, что о Сойке он регулярно забывал и сам себя на этом ловил потом)
А почему? Вы над этим не задумывались?

Поздно))) Я её уж лет тридцать как прочёл)) Вообще пример хороший. Но чем-то отличается, даже не знаю... Может тем, что в «Цветике» фокал не инвалида, а здоровой девочки.
Итог сказки это не отменяет.

Спасибо... Попробую найти аудиокнигу или бумажный вариант...
Рекомендую. Неплохая вещь.

2016-03-23 в 00:27 

Ramine, Reine des souris
Рамина, Королева Полевых Мышей
Liquidator, А вот и нет! ("...прогундосил Изя: «Двойка тебе по « Основам »!"). То, что автор таков - лишь причина появления таких персонажей. А способные они противостоять, именно оттого, что верят. Верят, что смогут. Вопреки очевидному. Питают именно несбыточные надежды.

2016-03-23 в 11:50 

Liquidator
tiger_black,

а можно спросить, почему вы так думали?)))

Отчасти по некоторой общности культурного контекста и взглядов (несмотря на существенные различия), отчасти исходя из ДР в профиле)

Мои вопросы касаются взрослых - учителей, родителей.

Любопытно...) мне как раз взрослые у Крапивина казались вполне достоверными)

tramarim,

А почему? Вы над этим не задумывались?

Видимо потому, что для него свет клином сошёлся на Серёжке. Ну, кроме того, Серёжка по характеру заводной, энергичный, его активность привносит в отношения определённый «драйв», становится их движущей силой, — а Сойку ещё тормошить надо.

Ramine, Reine des souris,

способные они противостоять, именно оттого, что верят. Верят, что смогут. Вопреки очевидному. Питают именно несбыточные надежды.

Может быть)

URL
2016-03-23 в 12:08 

tiger_black
Гриффиндорский идеалист
Отчасти по некоторой общности культурного контекста и взглядов (несмотря на существенные различия), отчасти исходя из ДР в профиле)

ясно))
Любопытно...) мне как раз взрослые у Крапивина казались вполне достоверными)

дело не в том, что они недостоверны - они, как и дети, разные, и у Крапивина они и положительные, и отрицательные.. тут никаких вопросов. Вопросы в другом: в повторяющихся мотивах. Например, если я правильно помню, у Крапивина могут быть отрицательные персонажи - учителя или работники роно, но отрицательных директоров я не помню. У него есть и счастливые семьи, и не очень, полные и неполные... и в неполных часто повторяется история с "мамиными знакомыми", которые оказываются не слишком хорошими. Мне бы хотелось понять, откуда это?

2016-03-23 в 12:17 

tiger_black
Гриффиндорский идеалист
Видимо потому, что для него свет клином сошёлся на Серёжке. Ну, кроме того, Серёжка по характеру заводной, энергичный, его активность привносит в отношения определённый «драйв», становится их движущей силой, — а Сойку ещё тормошить надо.
вот знаете... не верю я в паритет в гендере. Во взаимное уважение - верю, а в паритет - нет. Хотя бы потому, что разные потребности и интересы. Можно уважать интересы друг друга, но некоторые вещи мальчик будет все-таки обсуждать с мальчиком, а девочка - с девочкой, и это совершенно естественно. Кроме того, там сколько времени-то проходит? Ромка Сережку только-только нашел. Извините за такое сравнение, но вот вы книжку прочитали, которая вам очень-очень понравилась, - вы сразу же побежите ею с кем-то делиться? Или вам все же потребуется какое-то время, в течение которого - только вы и она? И тут что-то похожее. Мальчик, у которого, считай, ничего не было, вдруг получил нечто. Представьте себе его реакцию. Чтобы в ней не было эгоизма и ревности, он должен быть не мальчиком, а маленьким святым. Я вообще удивляюсь, что в отношения между этими двумя еще и третий вклинился, там же места практически не оставалось.

Кстати, если говорить о стиле - очень резко отличается от ранних. Только не могу понять пока, почему...

2016-03-23 в 12:53 

hanna-summary
Вообще мне казалось, что мы с вами примерно одного поколения) а можно спросить, почему вы так думали?)))

ой, а я почему-то тоже думала, что мы с вами примерно ровесники! казалось, где-то проскакивало про круг чтения вашего ребенка, вроде бы (пардон если что-то катастрофически путаю!), и я решила что раз круг чтения близкий, значит дети близкого возраста, значит и мы примерно ровесники.
Конечно "даму о возрасте спрашивать неприлично", но все же, если не секрет - ? ))

2016-03-23 в 13:14 

tiger_black
Гриффиндорский идеалист
Конечно "даму о возрасте спрашивать неприлично", но все же, если не секрет - ? ))
я даже не знаю, что сказать)))
:sunny:

2016-03-23 в 13:16 

tiger_black
Гриффиндорский идеалист
ой, а я почему-то тоже думала, что мы с вами примерно ровесники! казалось, где-то проскакивало про круг чтения вашего ребенка, вроде бы (пардон если что-то катастрофически путаю!), и я решила что раз круг чтения близкий, значит дети близкого возраста, значит и мы примерно ровесники.
давайте думать так же и дальше))
но время, о котором писал Крапивин, я знаю не понаслышке)

2016-03-24 в 13:28 

Liquidator
tiger_black,

Мне бы хотелось понять, откуда это?

Фактов на сей счёт мне не известно, но на ум пришла гипотеза такая. Крапивин знает детей не понаслышке, много с ними работал в отряде "Каравелла" и т.п. Судя по всему, Командор-Крапивин был для ребят тем человеком (из мира взрослых), которому они могли доверять даже самые личные свои заботы и переживания - могли прийти, поделиться, спросить совета.

Но чтобы ребёнок стал так доверять формально-постороннему взрослому - на то могла быть причина простая: отсутствие отца в семье. Т.е. семья получается - одинокая мать с ребёнком или несколькими детьми. А отсюда и вероятность аферистов повышается, поскольку женщину с чужим ребёнком менее охотно берут замуж, чем женщину без детей. И также отсюда - подозрительность ребёнка к любым новым потенциальным ухажёрам матери. Подозрительность обусловленная детской ревностью.

Поэтому вероятно историй про "плохих маминых знакомых" Крапивин наслушался достаточно.
Те же дети, у которых в семье всё в порядке, видимо к Крапивину с подобными откровенностями не шли: и откровенничать не о чем, и потребности такой нет, и привязанности глубокой к Крапивину не формируется, поскольку ребёнку хватает отношений с отцом.

URL
2016-03-24 в 14:00 

Liquidator
tiger_black,

вот знаете... не верю я в паритет в гендере. Во взаимное уважение - верю, а в паритет - нет. Хотя бы потому, что разные потребности и интересы. Можно уважать интересы друг друга, но некоторые вещи мальчик будет все-таки обсуждать с мальчиком, а девочка - с девочкой, и это совершенно естественно.

На практике паритет встречается не так часто, как хотелось бы. Известные по книгам и фильмам смешанные компании вроде Трио из ГП или команды Неуловимых мстителей — думаю, во многом дань политкорректности, изображаемая взрослыми авторами потому что им кажется, что так правильнее, а не потому что они такое часто наблюдали в реале.

Однако в Крапивинских текстах некоторую недостоверность я вижу пожалуй даже не в отсутствии паритета (хотя и он бы не помешал), а в том что мальчики его вообще девочками по большей части не интересуются.
Я наблюдал в свои жизни разные мальчишеские компании. Внутри компании существовали отношения дружеские. Девочек в компании не было. Однако помимо дружеского интереса, "реализуемого" внутри компании, мальчики всё равно интересовались девочками, в компанию не входящими. Это тоже составляло целую сторону жизни, порой достаточно важную.

Извините за такое сравнение, но вот вы книжку прочитали, которая вам очень-очень понравилась, - вы сразу же побежите ею с кем-то делиться? Или вам все же потребуется какое-то время, в течение которого - только вы и она?

Книжкой часто хочется поделиться довольно быстро) По крайней мере, чтобы обрести товарищей по увлечению) или хотя бы сравнить впечатления, получить возможность поговорить на животрепещущую тему)

Я вообще удивляюсь, что в отношения между этими двумя еще и третий вклинился, там же места практически не оставалось.

Ну, в принципе, да, пожалуй...

URL
2016-03-24 в 17:34 

tiger_black
Гриффиндорский идеалист
Liquidator,
я знаю про Каравеллу и про опыт работы с ребятами. Первое, что приходит на ум, - да, чужой опыт. Но уж слишком он повторяется в разных вариациях...
а в том что мальчики его вообще девочками по большей части не интересуются.
Да где ж вы такое взяли?.. "Мушкетер и фея", "Шлем витязя", "Журавленок и молнии", "Колыбельная для брата", да и здесь тоже интерес совершенно явственный и взаимный. Крапивин просто не пишет такие вещи "в лоб", но они же совершенно отчетливо читаются!

А что до смешанных компаний, то никакая это не дань. Есть уйма девочек, которые предпочитают общество мальчишек и "мальчишечьи" интересы - книжки про приключения, конный спорт, стрельбу из рогатки лука, футбол и прочее. У Крапивина такие компании в АПС, цикле про ДВ, в ВК...
Понимаете... дети очень тонко это чувствуют, фальшивое они просто не читали бы. А мы читали. Я на "Уральский следопыт" в свое время только ради Крапивина подписывалась.

2016-03-24 в 17:37 

Ramine, Reine des souris
Рамина, Королева Полевых Мышей
Крапивин просто не пишет такие вещи "в лоб", но они же совершенно отчетливо читаются!
Пожалуй, в "Лужайке, где пляшут скворечники", даже почти в лоб (по крайней мере, по своим, крапивинским меркам). Но все равно получилось очень мило,романтично и очень художественно.

2016-03-24 в 20:57 

tramarim
Боевой Заяц. Кусаюсь до последнего патрона.
Liquidator,
Видимо потому, что для него свет клином сошёлся на Серёжке. Ну, кроме того, Серёжка по характеру заводной, энергичный, его активность привносит в отношения определённый «драйв», становится их движущей силой, — а Сойку ещё тормошить надо.
*шепотом* Открою тайну - дети, они по характеру вообще разные)))
И я не понимаю настойчивого желания подогнать всех крапивинских персонажей под один стандарт.

Но чтобы ребёнок стал так доверять формально-постороннему взрослому - на то могла быть причина простая: отсутствие отца в семье. Т.е. семья получается - одинокая мать с ребёнком или несколькими детьми. А отсюда и вероятность аферистов повышается, поскольку женщину с чужим ребёнком менее охотно берут замуж, чем женщину без детей. И также отсюда - подозрительность ребёнка к любым новым потенциальным ухажёрам матери. Подозрительность обусловленная детской ревностью.
У Крапивина описаны множество вполне благополучных семей, в которых наличествует "неродной" родитель. Это уже от сюжета зависит. Кстати, в том же "Самолете", мама Ромки в конце книги выходит замуж за дядю Юру. И там вроде бы никаких проблем не возникает. Хотя условия принципиально те же.

На практике паритет встречается не так часто, как хотелось бы. Известные по книгам и фильмам смешанные компании вроде Трио из ГП или команды Неуловимых мстителей — думаю, во многом дань политкорректности, изображаемая взрослыми авторами
Не соглашусь. И видела тому массу примеров в реале. В некоторых даже сама участвовала)))

а в том что мальчики его вообще девочками по большей части не интересуются.
???? Еще как интересуются!)))

tiger_black,
"Мушкетер и фея", "Шлем витязя", "Журавленок и молнии", "Колыбельная для брата", да и здесь тоже интерес совершенно явственный и взаимный. Крапивин просто не пишет такие вещи "в лоб", но они же совершенно отчетливо читаются!
"Лето кончится не скоро", "Бабушкин внук и его братья", "Граната" ("Остров капитана Гая") Список можно продолжать.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

записки Чугунного Дровосека

главная