14:23 

«Дырчатая Луна», Владислав Крапивин

Liquidator
В недавнем споре о «крапивинских мальчиках» я обещал оставить отзыв, когда обновлю впечатления о творчестве Крапивина. Вот сейчас этим и займусь.

«Дырчатую Луну» я раньше не читал. Написана она в первой половине 90-х годов, и таким образом стала для меня пока что самым поздним из прочитанных Крапивинских произведений — другие его вещи, с которыми я сталкивался, были созданы ещё в 70-е – 80-е годы.

Главное ощущение: талант автора нисколько не ослаб. Мне очень понравилась идея с солнечными кузнечиками — очаровательно-сказочная и притом достоверно встроенная в реальность.

По-рыцарски благородное противостояние главгероя и его соперника Вязникова внушает симпатию и уважение к ним обоим, но всё же мне оно показалось несколько вычурным. Вязников со своим обещанием – ну прямо герой рассказа Пантелеева «Честное слово», только хуже, потому что пантелеевский мальчик держал слово из высоких побуждений и в ущерб себе, а не затем чтобы ради чистоты собственной совести прилюдно и упорно унижать другого человека.

Да и сомневаюсь я, что дети младше-школьной поры способны сами устраивать некую ежегодную «традицию»: в их возрасте год это слишком долго.

Вообще уважительное соперничество, переходящее затем в дружбу — очень крапивинский мотив. Где-то у него такое уже несколько раз встречалось.

Субъективно не понравилось мне имя главгероя — Лесь. На мой взгляд, мальчишке такое имя не идёт. Также не вполне удачным мне показалось само название повести — «Дырчатая Луна». Имхо, можно было бы найти вариант поинтереснее. Зато вот Гайка (имя-прозвище девочки) — звучит прикольно.

По характерам симпатичны все четверо основных персонажей-детей: деловитый, изобретательный и отзывчивый Лесь; застенчивая, но верная Гайка; загадочный, вредный и всё-таки положительный Вязников; ранимый и грустный Ашотик.

Ашотика в финале жаль. Невольное ощущение, что автор «разменял» его на Вельку, весёлого гигантского кузнечика. Разменял внезапно и оттого особенно страшно. Впрочем и спасение Вельки описано с неким намёком на то, будто ткань событий перешла из жестокой реальности в воображаемый мир главгероя, которому страстно хочется, чтобы всё закончилось хорошо, а на самом деле... на самом деле, в мире взрослых людей чудес не бывает.

Любопытен «политический» компонент повествования, и то, как, причудливым образом, эта тема вновь обрела актуальность уже за рамками крапивинской повести, два года назад. В книге по-моему ни разу напрямую не называется ни место, ни время действия, но по множеству примечательных деталей можно заключить, что дело происходит в Севастополе вскоре после распада Советского Союза, когда шёл делёж Черноморского флота.

Крапивин не упоминает ни Союз, ни Россию, ни Украину, и даже всеми силами пытается удержаться от того, чтобы внятно заявить, на чьей стороне его симпатии. Но две вещи он передаёт очень чётко. Во-первых, ощущение безумия, охватившего страну и людей, внезапно превратившихся во врагов, ожесточившихся, воспылавших вдруг какими-то новыми губительными идеалами, вынуждающими разрушать, убивать, отрекаться от собственного прошлого... А во-вторых — что в этом конфликте нет «чёрно-белого» решения, ни одну сторону нельзя назвать полностью правой, ибо у каждой стороны есть какая-то своя правота; нельзя сказать, что вот здесь герои, а там негодяи. И линия разлома зачастую проходит прямо сквозь семьи.

Так или иначе, хоть Крапивин и пытается остаться над схваткой, видно, что для него все эти вопросы вовсе не праздное теоретизирование, и ему по-настоящему горько от всего происходящего.

Своего рода нравственным якорем в этом бушующем море страстей Крапивин изображает детей, которые, в отличие от взрослых, не заражены бациллой ненависти и раздоров. Дети умудряются сохранять удивительное здравомыслие, великодушие и даже прозорливость, не превращаясь притом в ходячих моралистов, а оставаясь совершенно нормальными детьми со своими детскими заботами, играми, радостями и огорчениями.

Несколько странно на этом фоне смотрится «религиозный» аспект, аккуратно добавленный автором к мировоззрению главных героев. В одном из доверительных разговоров Лесь и Гайка, как само собой разумеющееся, признаются в своей вере в Бога. Здесь для меня возник некоторый диссонанс: отметая все политические новшества той поры, Крапивин однако слёту подхватил другое веяние времени — распространение веры, и мгновенно привил его своим героям. Для меня всё-таки остаётся некая грань между детьми пионерско-советской поры и новым поколением, воспитанным уже в эпоху возвратившейся религии. По всем своим взглядам и поступкам крапивинские мальчишки и девчонки оставались всё же типично советскими, и такой мировоззренческий вираж нарушает имхо цельность образа.

Жаль также, что, как и в большинстве других Крапивинских повестей, распределение сюжетного внимания между мальчиками и девочками страдает диспропорцией. Тот же Лесь гораздо сильнее поглощён своим соперничеством с Вязниковым, чем приятельством с Гайкой. А вообще я думал, что Вязников в финале окажется инопланетным гостем, как кузнечик Велька. Но гипотеза не подтвердилась.

@темы: крапивин, книги, имена, гендерное, впечатления, политика

URL
Комментарии
2016-03-01 в 14:51 

hanna-summary
о, про религию у Крапивина вот ппкс.
прям буэээ
в поздних его произведениях - как хороший, "наш", так с крестиком

про Севастополь люблю (как ни странно!) у него повесть "Давно закончилась осада", но она в ретро-декорациях, в исторических

2016-03-01 в 15:11 

Liquidator
hanna-summary,
да, к сожалению, многих хороших писателей чаша сия не миновала... У поздней Прокофьевой тоже в сказках сплошь церкви и кресты.

про Севастополь люблю (как ни странно!) у него повесть "Давно закончилась осада",

Возьму на заметку...)

URL
2016-03-01 в 18:33 

Апрельский тролль
Главное ощущение: талант автора нисколько не ослаб.
Впрочем и спасение Вельки описано с неким намёком на то, будто ткань событий перешла из жестокой реальности в воображаемый мир главгероя, которому страстно хочется, чтобы всё закончилось хорошо, а на самом деле... на самом деле, в мире взрослых людей чудес не бывает.
Почитай следующие повести в цикле о Безлюдных Пространствах... "Дырчатая Луна", имхо, самая слабая (и первая хронологически), и единственная, где ещё есть намёки на реализм. В следующих грань между жестокой реальностью и фантастическим миром, где все хорошо кончается, уже очень чёткая.

В книге по-моему ни разу напрямую не называется ни место, ни время действия, но по множеству примечательных деталей можно заключить, что дело происходит в Севастополе вскоре после распада Советского Союза, когда шёл делёж Черноморского флота.
Крапивин не упоминает ни Союз, ни Россию, ни Украину, и даже всеми силами пытается удержаться от того, чтобы внятно заявить, на чьей стороне его симпатии.

У него половина произведений 90-ых и 00-ых так написано. Апогей, пожалуй, в "Рассекающем пенные гребни" - там к "Южной Республике", "Федерации" и "Полуострову" прибавился ещё и аналог охваченной войной Чечни.


Несколько странно на этом фоне смотрится «религиозный» аспект
Имхо, в повестях начала-середины 90-ых религиозный аспект очень даже органичен (и плавно вытекает из цикла о Кристалле, где были положительные священники и своего рода религия - а ведь повести 80-ых), это в произведениях нашего времени христианство ощутимо бесит. Потому что в 90-ые церковь ещё была возрождавшейся из пепла с надеждой и энтузиазмом, а сейчас превратилась в полугосударственный институт промывания мозгов населению.

2016-03-01 в 23:30 

tramarim
Боевой Заяц. Кусаюсь до последнего патрона.
Liquidator,
Ашотика в финале жаль. Невольное ощущение, что автор «разменял» его на Вельку, весёлого гигантского кузнечика.
??? Это как?
Крапивин однако слёту подхватил другое веяние времени — распространение веры, и мгновенно привил его своим героям.
Слегка удивлена. Например, тот же Филипп из цикла о Кристалле - сознательный атеист. Не смотря на то, что со священником дружит. Цезарь Лот на христианина тоже не тянет. Про разницу между верой и Церковью я вообще молчу.
Персонажи Крапивина все разные. И это, чего не могут понять любители развешивать ярлыки "крапивинских мальчиков".
Тот же Лесь гораздо сильнее поглощён своим соперничеством с Вязниковым, чем приятельством с Гайкой.
Вязникова Лесь знает три года. С Гайкой - недавно познакомился.
Субъективно не понравилось мне имя главгероя — Лесь.
Иоанна Хмелевская негодуэ!))))

2016-03-02 в 14:35 

Liquidator
Боцман с Утонувшего Брига,

Почитай следующие повести в цикле о Безлюдных Пространствах...

Всё собираюсь...

Имхо, в повестях начала-середины 90-ых религиозный аспект очень даже органичен (и плавно вытекает из цикла о Кристалле, где были положительные священники и своего рода религия - а ведь повести 80-ых)

Цикл о Кристалле я пока не читал. Зато помню священника в «Детях синего фламинго», который обманул и выдал мальчишку-беглеца. Там у меня сложилось впечатление, что к религии Крапивин относится очень недоброжелательно. Поэтому внезапная смена взглядов автора в 90-е годы показалась мне несколько удивительной.

tramarim,

??? Это как?

По тексту всё шло к тому, что Велька погиб. И вдруг приходит неожиданное спасение, совершенно сказочное и невероятное. А затем так же неожиданно выясняется, что умер Ашотик. Выглядит это так, будто автор захотел свести баланс, уравновесить финал, чтобы читатель не слишком уж обольщался насчёт возможности безусловного хэппи-энда.

Слегка удивлена. Например, тот же Филипп из цикла о Кристалле - сознательный атеист. Не смотря на то, что со священником дружит. Цезарь Лот на христианина тоже не тянет.

Этого я ещё не читал... До сей поры мои впечатления о гипотетических религиозных взглядах Крапивина основывались на «Детях синего фламинго».

Про разницу между верой и Церковью я вообще молчу.

В этом отношении мне нравилась гриновская Ассоль, чья вера выражалась фразами «Здравствуй, бог!» (утром) и «Прощай, бог!» (вечером).

Персонажи Крапивина все разные. И это, чего не могут понять любители развешивать ярлыки "крапивинских мальчиков".

Персонажи разные, но есть более-менее повторяющиеся типажи. Одни повторяются чаще, другие реже. И, разумеется, с вариациями, а не точь-в-точь.

Вязникова Лесь знает три года. С Гайкой - недавно познакомился.

Три года вражды и почти полного игнора.

Иоанна Хмелевская негодуэ!))))

Хмелевскую я тоже почти не читал... Но Хмелевская полька, а в польском языке по-моему невозможно мягкое «с» на конце слов, оно должно превратиться в «щ». В «с» его превращают только переводчики на другие языки.

URL
2016-03-02 в 16:41 

tramarim
Боевой Заяц. Кусаюсь до последнего патрона.
Liquidator,
Зато помню священника в «Детях синего фламинго», который обманул и выдал мальчишку-беглеца. Там у меня сложилось впечатление, что к религии Крапивин относится очень недоброжелательно.
Эмммм.... А ничего что там был не священник, а отшельник? Который и в Бога-то не верил.
По тексту всё шло к тому, что Велька погиб. И вдруг приходит неожиданное спасение, совершенно сказочное и невероятное. А затем так же неожиданно выясняется, что умер Ашотик.
Так по тексту изначально шло, что и Ашотик, с его-то горем, вряд ли выживет. Причем заложено это было еще до истории с Велькой.
Этого я ещё не читал...
Так может быть Вам тогда пока рановато делать выводы о то, что Крапивин однако слёту подхватил другое веяние времени — распространение веры, и мгновенно привил его своим героям. ?
Персонажи разные, но есть более-менее повторяющиеся типажи.
Что Вы имеете в виду под словом "типаж"? И в чем он повторяется?
Три года вражды и почти полного игнора.
Три года, как минимум, совместной учебы)))
Хмелевскую я тоже почти не читал...
У нее есть книга, которая так и называется - "Лесь".

2016-03-02 в 17:19 

Liquidator
tramarim,

Эмммм.... А ничего что там был не священник, а отшельник? Который и в Бога-то не верил.

Да? Это меняет дело) Надо будет перечитать...

Так по тексту изначально шло, что и Ашотик, с его-то горем, вряд ли выживет. Причем заложено это было еще до истории с Велькой.

Я редко встречал, чтобы в литературе более-менее реалистической люди умирали с горя. Тем более дети. Тем более, спустя долгое время после трагедии. Поэтому смерть Ашотика показалась очень неожиданной.

Так может быть Вам тогда пока рановато делать выводы о то, что

Может быть и рановато)

Что Вы имеете в виду под словом "типаж"? И в чем он повторяется?

Набор отличительных черт... В прошлом споре я говорил про ранимых и трепетных — вот, Ашотик в «Луне» как раз такой. А Лесь другой, деловитый, бойкий, но возможно в других книгах найдётся и кто-то похожий на Леся.

URL
2016-03-02 в 17:52 

tramarim
Боевой Заяц. Кусаюсь до последнего патрона.
Liquidator,
Да? Это меняет дело) Надо будет перечитать...
Желательно бы. Прежде чем делать такие утверждения.
Я редко встречал, чтобы в литературе более-менее реалистической люди умирали с горя.
А кузнечиков размером с лошадь вы более или менее реалистической литературе часто встречали?)))
В прошлом споре я говорил про ранимых и трепетных — вот, Ашотик в «Луне» как раз такой.
И много таких у Крапивина?

2016-03-03 в 14:09 

Liquidator
tramarim,

А кузнечиков размером с лошадь вы более или менее реалистической литературе часто встречали?)))

Впервые))

И много таких у Крапивина?

По мере перечитывания буду собирать подборку)

URL
2016-03-03 в 15:50 

Mishka-Panda
Осторожно - добрый Панда!
не понравилось мне имя главгероя — Лесь. На мой взгляд, мальчишке такое имя не идёт.
Нормальное украинское имя.
По всем своим взглядам и поступкам крапивинские мальчишки и девчонки оставались всё же типично советскими, и такой мировоззренческий вираж нарушает имхо цельность образа.
Крапивин не только фантаст,но и педагог практик.
В книгах он может идеализировать детей сколько угодно,а на практике их нужно было как-то ненавязчиво воспитывать,на каких-то идеалах.
Ему требовалась адекватная замена моральному кодексу строителей коммунизма,традициям и ритуалам пионеров и октябрят.
Он её быстро нашёл,но и пионеров-героев со счетов сбрасывать не стал.

2016-03-03 в 15:55 

tramarim
Боевой Заяц. Кусаюсь до последнего патрона.
Liquidator,
Впервые))
Так может проблема не в литературе, а в Вашем странном ее восприятии?)))
По мере перечитывания буду собирать подборку)
Надеюсь Вы там никого ни с кем не перепутаете))

2016-03-03 в 15:57 

Liquidator
Mishka-Panda,

Ему требовалась адекватная замена моральному кодексу строителей коммунизма,традициям и ритуалам пионеров и октябрят.

Крапивину, конечно, виднее, но лично я бы ничего заменять не стал) или уж по крайней мере не на религию.

tramarim,

Так может проблема не в литературе, а в Вашем странном ее восприятии?)))

Да нормальное восприятие, имхо))

Надеюсь Вы там никого ни с кем не перепутаете))

Буду стараться чтобы не))

URL
2016-03-03 в 16:03 

tramarim
Боевой Заяц. Кусаюсь до последнего патрона.
Liquidator,
Да нормальное восприятие, имхо))
*скептически хмыкает*
Крапивину, конечно, виднее, но лично я бы ничего заменять не стал) или уж по крайней мере не на религию.
А какие варианты предлагаете Вы?

2016-03-03 в 16:19 

Liquidator
tramarim,

А какие варианты предлагаете Вы?

Да пусть бы лучше в Полуденный мир Стругацких верили, например)) Мало ли ещё вариантов... В научный прогресс, альтруизм, доброту, справедливость, дружбу, непокорность судьбе...

URL
2016-03-03 в 16:43 

tramarim
Боевой Заяц. Кусаюсь до последнего патрона.
Liquidator,
Да пусть бы лучше в Полуденный мир Стругацких верили, например))
В отличие от Вас Крапивин - реалист))) Вы сильно в 12-13 лет верили в Полуденный мир Стругацких?))

2016-03-03 в 16:55 

Liquidator
tramarim,

В 12-13 лет я из Полуденного цикла читал только "Малыша"))
Но вот в песенку из фильма "Приключения Электроника", например, очень даже верил:

Куда подует ветер, туда и облака,
По руслу протекает послушная река

Но ты человек, ты и сильный и смелый,
Своими руками судьбу свою делай,
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой.

Где рельсы проложили, там ходят поезда,
Куда пастух погонит, туда пойдут стада,

<Припев>

Теперь не доверяют как прежде чудесам,
На чудо не надейся, судьбой командуй сам

<Припев>


По-моему это намного ближе к «моральному кодексу строителя коммунизма», чем религия.

URL
2016-03-03 в 17:25 

tramarim
Боевой Заяц. Кусаюсь до последнего патрона.
Liquidator,
В 92-93 году? Завидую Вашему оптимизму))

2016-03-03 в 18:00 

Mishka-Panda
Осторожно - добрый Панда!
но лично я бы ничего заменять не стал)
1.У верующих есть крёстные родители(это критически важно,если родные лишены прав) ,а церковь это ещё дополнительные финансовые и организационные возможности.
Зюгановская компартия всё равно была вынуждена с ней работать т.к. контингент у Зюганова и РПЦ один и тот же,бабульки,и их внуки.
2.Коммунисты в массе только,что продали всё и предали свои идеалы,верующие же пережили трудные времена.
3.В церкви быстро появилась масса новых и интересных людей,философов,физиков химиков,педагогов,психологов.
С ними стало интересно общаться даже атеистам.
4.У церкви есть масса традиций,ритуалов,и декоративных элементов.
Да пусть бы лучше в Полуденный мир Стругацких верили, например
Адепты Полуденного Мира Стругацких имеют собственную музыку,готовы взять под опеку детей алкоголиков,помочь финансами,поработать волонтёрами,поддержать родителей морально,накормить потерявших жильё и работу?
Один пришлый,католический священник с 5 пришлыми же бабульками,организовали при своём приходе приют для матерей одиночек,за один год.
Теперь их община состоит из 37 человек,не считая детей.
По-моему это намного ближе к «моральному кодексу строителя коммунизма», чем религия.
Если не строить коммунизм,а сидеть в своём углу,то попы для народа в это же время хотя бы общину организуют и музыку играют.

2016-03-03 в 18:16 

Liquidator
tramarim,

В 92-93 году?

Ага) Почему бы нет)

Завидую Вашему оптимизму))

))

Mishka-Panda,

Зюгановская компартия всё равно была вынуждена с ней работать т.к. контингент у Зюганова и РПЦ один и тот же,бабульки,и их внуки

Зюганов и его партия на мой взгляд очень далеки от настоящего коммунизма. Фактически они скорее национал-патриоты, почвенники с общинным уклоном.

Коммунисты в массе только,что продали всё и предали свои идеалы,верующие же пережили трудные времена

Не спорю, вера действительно оказалась более живучей, чем любые политические или философские идеалы.

В церкви быстро появилась масса новых и интересных людей,философов,физиков химиков,педагогов,психологов.
С ними стало интересно общаться даже атеистам.


Тоже верно.

У церкви есть масса традиций,ритуалов,и декоративных элементов.

Есть. Хотя у меня они вызывают скорее желание держаться подальше, чем примкнуть к ним.

Адепты Полуденного Мира Стругацких имеют собственную музыку,готовы взять под опеку детей алкоголиков,помочь финансами,поработать волонтёрами,поддержать родителей морально,накормить потерявших жильё и работу?
Один пришлый,католический священник с 5 пришлыми же бабульками,организовали


Вообще соглашусь. Хотя музыка тут явно не главное))

URL
2016-03-03 в 18:55 

tramarim
Боевой Заяц. Кусаюсь до последнего патрона.
Liquidator,
Ага) Почему бы нет)
А почему бы да? У Вашего оптимизма были какие-то предпосылки?
И, да, по религиозному вопросу Вы со всем согласились. Тогда почему при этом Вас удивляет позиция Крапивина?

2016-03-03 в 19:30 

Liquidator
tramarim,

А почему бы да? У Вашего оптимизма были какие-то предпосылки?

Ну, во-первых, если человеку по-настоящему близки какие-то идеалы, то они обычно не зависят от того, какой на дворе год, какая за окном погода, мода и т.п. А во-вторых, тот бардак, который я наблюдал в 90-е годы, только лишний раз убеждал меня, что, расставшись с идеалами коммунизма, страна стала двигаться в неправильном направлении.

И, да, по религиозному вопросу Вы со всем согласились. Тогда почему при этом Вас удивляет позиция Крапивина?

Я согласился с тем, что церковь деятельна, а вера живуча. Из этого никак не следует, что надо менять мировоззрение (если оно конечно есть). У меня, например, много знакомых католиков-итальянцев, приехавших в Россию и на огромном энтузиазме создавших здесь католическую общину. Я с этими людьми общался много лет, но католиком почему-то не стал))

Что же касается живучести веры... Насколько я понимаю, наиболее живучими вовсе не всегда оказываются вещи правильные и достойные подражания. Крепче всего обычно оказывается то, что идёт из тьмы веков — деление на своих и чужих, ксенофобия, национализм, невежество, право сильного, первобытные инстинкты. Цивилизация облагораживает этот фундамент, но в эпоху потрясений весь флёр цивилизации мигом слетает, а наружу выходит нутро.

В Средней Азии вот ислам возвратился, и в Африке, где полконтинента не так давно строили социализм, и в Афганистане, где ещё при шахе женщины в мини-юбках ходили. Надо просто понимать, что это вовсе не шаг вперёд, а откат в средневековье.

Мировоззрение научное, материалистическое или коммунистическое — сложнее для восприятия простыми людьми, а потому менее стойкое.

URL
2016-03-03 в 20:44 

tramarim
Боевой Заяц. Кусаюсь до последнего патрона.
Liquidator,
Ну, во-первых, если человеку по-настоящему близки какие-то идеалы, то они обычно не зависят от того, какой на дворе год, какая за окном погода, мода и т.п.Особенно, если это очень удобные идеалы - за все хорошее, против всего плохого)) И каким путями они будут достигаться, тоже не ясно)))
А во-вторых, тот бардак, который я наблюдал в 90-е годы, только лишний раз убеждал меня, что, расставшись с идеалами коммунизма, страна стала двигаться в неправильном направлении. В посте, посвященном юбилею Горбачева, Вы относитесь к коммунизму несколько более критично))) Что-то резвенько Ваши идеалы меняются))
Мировоззрение научное, материалистическое или коммунистическое — сложнее для восприятия простыми людьми, а потому менее стойкое.
А в религии все так легко и просто! :facepalm3:

2016-03-03 в 22:39 

Liquidator
tramarim,

В посте, посвященном юбилею Горбачева, Вы относитесь к коммунизму несколько более критично))) Что-то резвенько Ваши идеалы меняются))

К коммунизму я отношусь прекрасно)) А плохо отношусь к совку))

А в религии все так легко и просто! :facepalm3:

Если рассматривать религиозное учение со всеми его проблемами, спорами, течениями, толкованиями и т.д., то конечно не просто. А если брать обычную человеческую веру, то зачастую очень даже просто и легко. Хотя такая вера с истинной религией в большинстве случаев согласуется не лучше, чем, скажем, зюгановские взгляды с подлинным коммунизмом)) Обрядоверие, бородатый дядечка на облаке, истребление неверных и прочая отсебятина...

URL
2016-03-03 в 22:44 

tramarim
Боевой Заяц. Кусаюсь до последнего патрона.
Liquidator,
К коммунизму я отношусь прекрасно)) А плохо отношусь к совку))
У победы много родителей, а поражение всегда сирота.(с)
Если рассматривать религиозное учение со всеми его проблемами, спорами, течениями, толкованиями и т.д., то конечно не просто. А если брать обычную человеческую веру, то зачастую очень даже просто и легко. Если смотреть поверхностно и со своей колокольни, то да. А если пытаться вникнуть, то увы((( Но "вникнуть" это, я подозреваю, не к Вам.

2016-03-03 в 23:06 

Liquidator
tramarim,

Но "вникнуть" это, я подозреваю, не к Вам.

Даже обидно)) Вникаю-вникаю, а всё не ко мне))

URL
2016-03-03 в 23:16 

tramarim
Боевой Заяц. Кусаюсь до последнего патрона.
Liquidator,
Даже обидно)) Вникаю-вникаю, а всё не ко мне))
Дык, плохо вникаете)) И в вопросы религии, и в творчество Крапивина. На персонажей последнего вон вообще ярлыков понавешали. Даже не прочитав.

2016-03-04 в 01:50 

Liquidator
tramarim,

Дык, плохо вникаете)) И в вопросы религии

Может и плохо, раз до сих пор ею не проникся))

и в творчество Крапивина. На персонажей последнего вон вообще ярлыков понавешали. Даже не прочитав.

Ну, что-то я всё же прочитал))

URL
2016-03-04 в 01:53 

Mishka-Panda
Осторожно - добрый Панда!
Я с этими людьми общался много лет, но католиком почему-то не стал))
Вам не требовалась община для выживания.
В ситуации, когда человеку некуда идти, и не на что жить, а в 90е это обычная ситуация,да и в наши дни, для более 60 человек община из 6 католиков, включая священника стала спасением.
Мировоззрение научное, материалистическое или коммунистическое — сложнее для восприятия простыми людьми, а потому менее стойкое.
Оно оказалось слишком сложным,даже для номенклатуры, и технической интеллигенции.
Обрядоверие, бородатый дядечка на облаке, истребление неверных и прочая отсебятина...
Бородатого дядечку представить проще, чем теологический абсолют, или физическую сингулярность.
Опять же отличить тот абсолют, от сингулярности на соответствующем уровне тоже не просто,интеллектуалу в церкви тоже найдется место, и занятие.
Обряд позволяет,чем-то занять и успокоить людей.
С неверными нехорошо получается, конечно, но вообще-то изначально ислам был довольно прогрессивной религией,которая взяла все лучшее от античности и пыталась развивать.
Арабы придумали спирт,мыло и алгебру, пока в Европе жгли ведьм.

2016-03-04 в 02:06 

Liquidator
Mishka-Panda,

Вам не требовалась община для выживания.

Это да.

изначально ислам был довольно прогрессивной религией,которая взяла все лучшее от античности и пыталась развивать.

Да, я с полгода назад попал на лекцию антрополога Вячеслава Иванова, и он как раз об этом рассказывал. Для меня это было ново...

URL
2016-03-04 в 08:18 

tramarim
Боевой Заяц. Кусаюсь до последнего патрона.
Liquidator,
Может и плохо, раз до сих пор ею не проникся))
А проникаться не обязательно. Достаточно иметь хотя бы теоретические познания. Во времена коммунизма, за который Вы так ратуете, была такая интересная специальность - научный атеизм. Подчеркиваю еще раз - научный.
Ну, что-то я всё же прочитал))
Видимо, не сильно внимательно. Раз приписываете персонажам не свойственные им мировоззрения))))

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

записки Чугунного Дровосека

главная