Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
06:12 

Аполитичность и «Гарри Поттер»

Liquidator
На протяжении уже лет шести, если не больше, в качестве своеобразного бонуса-развлечения за обедом и ужином я слушал записи передач радио «Эхо Москвы». Политические передачи критического толка вполне отвечают моему мировоззрению. Однако в последние месяцы что-то переменилось. Мировоззрение осталось прежним, а вот интерес почти пропал.

В августе я попытался было перечитать «Гарри Поттера», но поначалу дело не пошло. Страдания старого Вернона в первой книге меня совсем не увлекли, и книгу я бросил. Но потом нашёл компромиссный выход из положения — скачал аудиокниги. Всё сразу стало проще: утруждаться чтением не нужно, достаточно сидеть развесив уши и внимать неторопливой начитке. А чтобы освободить место для «ГП», пришлось вычеркнуть из распорядка дня политическую болтовню.

Эффект для меня оказался неожиданным. Во-первых, без каждодневной политики, льющейся из динамиков, жизнь сразу сделалась спокойнее, меньше стало озлобленности. Безусловно, к нынешней российской власти я не стал относиться лучше ни на йоту, но сама возможность не слышать больше о её «подвигах» и «достижениях» оказалась очень приятной.

Во-вторых, продравшись через малоинтересную завязку «ГП», я внезапно для себя вновь проникся этим каноном. И уже 6-ю – 7-ю книги слушал часами, не в силах оторваться. Даже пришлось пересмотреть прежние впечатления: раньше самой захватывающей я считал 3-ю книгу, но теперь пришёл к выводу, что 6-я и 7-я гораздо сильнее. Тру-фанатом «ГП» я, впрочем, не стал, в том смысле что читать фанфикшен по этому канону меня по-прежнему не тянет, равно как и сочинять собственные фанфики, однако лишний раз я убедился, что «Гарри Поттер», несмотря на неизбежные недостатки, всё-таки литература настоящая, глубокая и многослойная. И уж точно не однодневка-развлекаловка, случайно вознесённая на литературный Олимп дуновением рекламной раскрутки с «тлетворного Запада».

...На 7 аудиокниг у меня ушло 4 месяца. Но вот осталась позади последняя глава вместе со знаменитым флаффным эпилогом. А я оказался в дурацкой ситуации)) Ибо, как и всегда у меня бывает с хорошими книгами, — хочется продолжения. Ну или хотя бы чего-то похожего по настроению, увлекательности, стилю...

Однако найти замену «Гарри Поттеру» мне пока не удалось. Возвращаться к «политике» — сейчас не тянет абсолютно (как говорится, «унесите пудинг» (c)). Попробовал я переключиться на «Госпожу Бовари» Флобера, с которой уже лет 15 подумывал ознакомиться, да всё руки не доходили. Но, ёмнпт, какая же это оказалась нудьга! Особенно на контрасте с весёлыми и страшными приключениями Трио — все эти страдания скучающей мещанки с большими запросами, которые самой ей кажутся возвышенными, а на деле остаются такими же пошлыми, как и вульгарное сельское житьё-бытьё, с которым ей мечталось распрощаться, — слушать всё это настолько уныло, что впору застрелиться.

Тогда я скачал книжку Крапивина. Это однако не помогло. Слезливая сентиментальность и ранимость крапивинских мальчиков хороша в малых дозах. Крапивин тонок, и это, должно быть, прекрасно, но, на мой развращённый вкус, в его книгах не хватает здорового цинизма. Хотя бы на уровне разнообразия характеров. Очень не помешал бы герой вроде глуповатого, но весёлого и жизнеутверждающего Рона, или забавной всезнайки Гермионы. Или того же Гарри, которого не так просто довести до слёз, он и отпор дать умеет.

Что делать... На смену Крапивину я скачал Муми-троллей. С ними дело пошло получше. Но всё-таки чего-то не хватает. Да, всё очень мило, уютно — прекрасный светлый мир, избавленный от настоящей жестокости, обаятельные персонажи. Но все их заботы для меня уже звучат слишком по-детски. А это не увлекает.

Чем хорош в этом смысле «ГП» — там, при внешне-детском антураже, рассказана в общем-то очень взрослая, драматическая и мрачная история. Нечто, берущее за душу, даже когда тебе уже хорошо за тридцать (а многим, как я знаю, и за сорок, и за пятьдесят). Ну а «Муми-тролль» — да, мирный, хороший, добрый, бесспорно не лишённый и аллюзий, понятных только взрослому, но всё-таки принципиально избегающий подлинного накала страстей. Тихая заводь. Мне же хочется сейчас прочесть скорее о каком-нибудь противостоянии, о борьбе, ведущейся на переднем крае, о чём-то остросюжетном, но только не бездушно-тупом вроде детективчиков-боевиков с героями-мордоворотами. Что-то, где действуют люди, живые и интересные, а не манекены или детские игрушки.

Где бы только такое взять...

@темы: впечатления, гарри поттер, книги, крапивин, политика

URL
Комментарии
2015-12-28 в 18:06 

Танья Шейд
Прольётся лунный свет! (с)
Но при этом сугубо детские миры вроде Муми-троллей, Винни-Пуха, Питера Пэна — уже не очень увлекают.
Мне приходилось читать оригинал "Питера Пэна" - могу сказать, что там всё намного мрачнее и опаснее, чем в русском переводе Ирины Токмаковой, которая из всех упоминаний о смерти в этой книге сохранила только гибель пиратов от рук мальчишек в финальной битве (это убрать или пригладить было просто невозможно). Кстати, насколько мне известно, сам Джеймс Барри писал эту сказку в расчете на взрослую аудиторию. Если тебе удобно читать на английском - можешь попробовать "Питера Пэна" в оригинале. Или попытаться найти перевод Ирины Демуровой - насколько мне известно, он ближе к оригиналу, чем у Токмаковой.

Еще из детских фантастических, но не "игрушечных" книг вспоминаются "Темные начала" Филипа Пулмана, "Тим Талер, или Проданный смех" Джеймса Крюса, "Мио, мой Мио!" Астрид Линдгрен, "Бесконечная история" Михаэля Энде.

2015-12-28 в 23:24 

Апрельский тролль
А "Мальчик и ящерка"? И "Оранжевый портрет с крапинками"?

"Мальчик и ящерка" - третья часть "Голубятни", как было выше сказано... Изначально Крапивин написал две не очень связанные друг с другом повести - "Голубятню в Орехове" и "Праздник лета с Старогорске", а уже потом решил, что надо их связать и написал третью, объединяющую часть - "Мальчика и ящерку". Так и родился роман-трилогия "Голубятня на жёлтой поляне", производящей сильное, но странное впечатление...
"Оранжевый портрет" я так пока и не прочёл((

Там если постараться можно даже связь с Безлюдными Пространствами найти.

Скорее, в Безлюдных пространствах отсылки к циклу о Кристалле - Пространства Крапивин написал позже, в 1990-ых, тогда как Кристалл большей частью середины 80-ых.

2015-12-29 в 00:01 

tiger_black
Гриффиндорский идеалист
Так и родился роман-трилогия "Голубятня на жёлтой поляне", производящей сильное, но странное впечатление...
вот это верно: сильное, но странное...
Мое отношение к Крапивину изменилось как раз после цикла ВК.

2015-12-29 в 03:35 

Liquidator
Боцман с Утонувшего Брига,

> Попробуй всё же "Саламандастрон". Там вступление в три абзаца скучное, но затем...

Надо бы...)

tiger_black,

> если нужна борьба и прочее, попробуйте, кроме Джонни Воробьева, цикл "Великий Кристалл"...

Спасибо)

tramarim,

> И нужно учесть, что сам Фрэнсис энное количество времени отработал спортивным журналистом.

Это чувствуется))

> Тогда скорее Чандлер

Может быть)) Хотя бьюик по-моему всё же чейзовский конёк)

Танья Шейд,

> Если тебе удобно читать на английском - можешь попробовать "Питера Пэна" в оригинале. Или попытаться найти перевод Ирины Демуровой

Хорошая мысль)

> Еще из детских фантастических, но не "игрушечных" книг вспоминаются "Темные начала" Филипа Пулмана, "Тим Талер, или Проданный смех" Джеймса Крюса, "Мио, мой Мио!" Астрид Линдгрен, "Бесконечная история" Михаэля Энде.

«Бесконечную историю» я читал) Очень необычная книга)
А по Астрид Линдгрен я смотрел фильм с юным Кристианом Бейлом в роли Юм-Юма)

URL
2015-12-29 в 03:57 

Асса Радонич
Я в ответе за то, что я говорю, но не за то, как вы меня поймете (и поймете ли вообще).
Мне же хочется сейчас прочесть скорее о каком-нибудь противостоянии, о борьбе, ведущейся на переднем крае, о чём-то остросюжетном
Серия Натальи Девятко «Сокровища Призрачных островов». Морские приключения с мифологическим подтекстом. «Карта и компас» точно переводилась и издавалась на русском, правда, я не помню, делался ли перевод второй и третьей книги (а также - с какой редакции делался перевод; если с первой - то плохо, потому что в новой как минимум +80 страниц по сравнению с предыдущей).
Еще я бы порекомендовала пару книг из серии «Рэдволл», в русском переводе: «Меч Мартина» и «Жемчуг Лутры». Они ближе к концу цикла, но там, если не считать мелких несостыковок, каждую книгу можно читать отдельно.

2015-12-29 в 06:16 

tramarim
Боевой Заяц. Кусаюсь до последнего патрона.
Liquidator,
Это чувствуется))
Ну, судя по разнообразию профессий героев Френсиса, автор разбирался не только в скачках))
Может быть)) Хотя бьюик по-моему всё же чейзовский конёк)
Может быть. Но у Чейза каждый герой "повторяется" не более чем в двух-трех романах, так что и автомобили у них - разные) А у Чандлера, в основном действует Марлоу.
А по Астрид Линдгрен я смотрел фильм с юным Кристианом Бейлом в роли Юм-Юма)
У Линдгрен есть масса детских и не совсем детских вещей. Тот же цикл про суперсыщика Калле Блумквиста.

tiger_black,
Мое отношение к Крапивину изменилось как раз после цикла ВК.
У меня все было гораздо хуже)) "Голубятня" была моей первой книгой Крапивина. Я ее прочитала в 8 лет и считаю потрясающей вещью до сих пор)))

2015-12-29 в 11:20 

tiger_black
Гриффиндорский идеалист
"Голубятня" была моей первой книгой Крапивина. Я ее прочитала в 8 лет и считаю потрясающей вещью до сих пор)
А для меня такими потрясающими оказались "Алые перья стрел" и "Ковер-самолет". Все-таки я больше люблю раннего Крапивина, хотя и не всего. А ВК оказался переломным.

2015-12-29 в 14:31 

Росица
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними
Попробуйте Барраярский цикл Буджолд.

2015-12-29 в 19:50 

Апрельский тролль
tiger_black,
Мое отношение к Крапивину изменилось как раз после цикла ВК.
Изменилось с какого на какое?

2015-12-29 в 19:56 

tiger_black
Гриффиндорский идеалист
Боцман с Утонувшего Брига,
мне трудно описать это, но у меня возникло впечатление, что я перестала его понимать. Ровно то же ощущение было у меня при чтении Муркока.
не то чтобы там было что-то непонятное содержательно... но такое ощущение, что в мозаике не хватает деталек...
Крапивин - вообще единственный автор, с которым у меня связаны очень странные ощущения: будто я пропустила у него какую-то одну книгу или несколько... и если ее (их) не прочитать, то и остальные не будут до конца понятны.
Больше ни с кем такого нет.

2015-12-29 в 20:04 

Апрельский тролль
tiger_black, да, от некоторых его книг именно такое впечатление и остаётся... Что где-то было пропущено объяснение. В обоих фантастических циклах Крапивина, ВК и Безлюдных Пространствах есть повести, цельные и логичные сами по себе - не все, но половина точно. А если начинать рассматривать цикл как единое произведение из частей - и из них почти вся логика уходит...

2015-12-29 в 20:19 

tiger_black
Гриффиндорский идеалист
Боцман с Утонувшего Брига, Мне всегда фантастика и фэнтези нравились больше бытового реализма, а у Крапивина - ровно наоборот. Он обладает редким умением "поэтизировать быт", но в фэнтези это умение теряется... оно там вроде как ни к чему. В общем, элементы романтики, освещающие жизнь, мне у него больше нравятся, чем полностью фантазийные миры. Не говоря уже о том, что фэнтэзи у него жутковатая...

2015-12-29 в 21:19 

Liquidator
Асса Радонич, большое спасибо за рекомендации :yes:

tramarim,

> У Линдгрен есть масса детских и не совсем детских вещей

Я слышал ещё про «Братьев Львиное сердце» — судя по синопсису, там натуральный ахтунг. А вот «Малыша и Карлсона» я с детства очень люблю.

Росица, спасибо, возьму на заметку)

URL
2015-12-29 в 21:28 

Танья Шейд
Прольётся лунный свет! (с)
Не говоря уже о том, что фэнтэзи у него жутковатая...
А чем именно жутковатая, на Ваш взгляд?

2015-12-29 в 21:38 

tramarim
Боевой Заяц. Кусаюсь до последнего патрона.
Liquidator,
Я слышал ещё про «Братьев Львиное сердце» — судя по синопсису, там натуральный ахтунг.
Да нет там ахтунга. Есть приключенческая сказка. Разве что способ попадания в эту сказку... несколько напрягает. Но это мое, личное, христианское))

2015-12-29 в 22:20 

Апрельский тролль
tiger_black, ну, я бы не сказал, что Кристалл и Безлюдные пространства - это фэнтази. Ближе к околонаучной фантастике, но всё равно там очень много реалистичных элементов в сюжетах. Особенно в "Гуси, гуси, га-га-га", "Заставе на Якорном поле", "Белом шарике матроса Вильсона" и "Лето кончится не скоро".
Жутковатой у Крапивина всегда была тема смерти ребёнка, которая и не совсем смерть по сюжету. Гелька Травушкин и ветерки в "Голубятне", Матвей Радомир "Заставе", Серёжка из "Самолёта по имени Серёжка", мальчик из "Лужаек, где пляшут скворечники" и мальчик из "Сказки о рыбаках и рыбках" (не помню имён, пора перечитать), Шурка из "Лета", все герои "Полосатого жирафа Алика" - они же умерли. Реально умерли. А Крапивин по сюжету превращает их смерть не очень понятно во что... даёт вторую не совсем человеческую жизнь, шанс вернуться... Фактически, автор романтизирует смерть, внушает, что можно пойти и отдать жизнь за некий идеал, и при этом выжить. Это и делает книги жутковатыми, это напрягает взрослого читателя, но не замечается читателем-подростком. Причём и в поздних реалистичных произведениях тоже самое. Посмотрите хотя бы "Рассекающего пенные гребни". Произведение начинается со слов "Перед расстрелом мальчик слушал кузнечиков...". И далее в том же духе - и это сильнейшее произведение позднего Крапивина.
Впрочем, ещё о финале "Журавлёнка и молний" велись жаркие споры, была ли молния и выжил ли Журка...

2015-12-29 в 23:06 

Танья Шейд
Прольётся лунный свет! (с)
Боцман с Утонувшего Брига,
А Матвей Радомир разве умер? Он ведь потом появляется в "Крике петуха", и никакой "загробности" в нем нет, обыкновенный живой мальчишка, у которого есть обычная жизнь.

2015-12-29 в 23:20 

tiger_black
Гриффиндорский идеалист
ну, я бы не сказал, что Кристалл и Безлюдные пространства - это фэнтази. Ближе к околонаучной фантастике, но всё равно там очень много реалистичных элементов в сюжетах. Особенно в "Гуси, гуси, га-га-га", "Заставе на Якорном поле", "Белом шарике матроса Вильсона" и "Лето кончится не скоро".
там сложно с жанром, но это не фантастика. околонаучная - это уже не то. Что-то среднее между фантастикой и фэнтези... может, уже есть термин, но я его не знаю. Может, просто фантастика, ненаучная... сказочная) Крапивин, с одной стороны, поэтизирует реальность, с другой - "приземляет" сказку и фантастику. И вот это второе... сбивает с толку. Меня, по крайней мере, потому что непонятно, по каким законам, в том числе, логическим, должна жить и развиваться эта самая реальность - и Кристалла, и Безлюдных Пространств. У нее стираются границы - во всех смыслах - и вот это и жутко.

2015-12-29 в 23:20 

tiger_black
Гриффиндорский идеалист
ну, я бы не сказал, что Кристалл и Безлюдные пространства - это фэнтази. Ближе к околонаучной фантастике, но всё равно там очень много реалистичных элементов в сюжетах. Особенно в "Гуси, гуси, га-га-га", "Заставе на Якорном поле", "Белом шарике матроса Вильсона" и "Лето кончится не скоро".
там сложно с жанром, но это не фантастика. околонаучная - это уже не то. Что-то среднее между фантастикой и фэнтези... может, уже есть термин, но я его не знаю. Может, просто фантастика, ненаучная... сказочная) Крапивин, с одной стороны, поэтизирует реальность, с другой - "приземляет" сказку и фантастику. И вот это второе... сбивает с толку. Меня, по крайней мере, потому что непонятно, по каким законам, в том числе, логическим, должна жить и развиваться эта самая реальность - и Кристалла, и Безлюдных Пространств. У нее стираются границы - во всех смыслах - и вот это и жутко.

2015-12-29 в 23:21 

tiger_black
Гриффиндорский идеалист
А чем именно жутковатая, на Ваш взгляд?
в общем не скажешь. каждая книжка - по-своему. Боцман выше хорошо объяснил.

2015-12-30 в 00:46 

Апрельский тролль
Танья Шейд,
А Матвей Радомир разве умер?
Попробуй проанализировать сюжет "Заставы" отдельно от других книг цикла. У мальчика пропала мать. Бесследно. Не возвращается. И чтобы попасть к ней он что делает? Бросается под поезд... В сюжете отчётливо прослеживается аллюзия на смерть и загробный мир, просто с первого взгляда сложнее заметить, чем в том же "Полосатом жирафе" или "Лете", где всё названо своими именами.

Мне кажется, эти некроатмосфера у Крапивина прогрессировала... В "Детях синего фламинго" один из главных героев тоже официально утонул. Но там сказка, и как реальную смерть это не воспринимаешь. А в фантастике воспринимаешь - она более взрослая, более реалистичная.
И всё равно - в детстве читаешь и не видишь. А потом как заметишь однажды и становится слегка не по себе.

tiger_black,
непонятно, по каким законам, в том числе, логическим, должна жить и развиваться эта самая реальность - и Кристалла, и Безлюдных Пространств. У нее стираются границы - во всех смыслах - и вот это и жутко.
Подозреваю, чётких законов и сам автор не знает... В "Крике петуха" есть любопытный диалог сына и отца Моховых, где сын говорит, что наука не нужна, раз дети и так шастают туда-сюда по граням Кристалла, а отец возмущается, но всего объяснить наукой не может. Этот диалог как раз может позицию автора по отношению к миру отражать.

2015-12-30 в 09:04 

Росица
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними
Росица, спасибо, возьму на заметку)
Если будете читать, то советую начать с «Осколков чести». Первая в хронологическом смысле вещь – «В свободном падении» – приквел к циклу.
Муж ещё советует «Колесо времени» Роберта Джордана, но сама я не читала, а судя по его рассказам – мир подобный толкиновскому, но мрачнее, а букаф гораздо больше.

2015-12-30 в 14:24 

Танья Шейд
Прольётся лунный свет! (с)
И всё равно - в детстве читаешь и не видишь.
В сюжете отчётливо прослеживается аллюзия на смерть и загробный мир, просто с первого взгляда сложнее заметить
В том-то и дело, что я это в "Заставе" заметила как раз с первого прочтения и как раз в детстве (мне было девять лет, и "Застава" - это первое, что я прочитала у Крапивина). Еще говорила об этом с папой, который тоже с интересом прочитал "Заставу", а впоследствии всерьез увлекся творчеством Крапивина. Именно про возможную смерть героя я папу не спрашивала, но спросила, чем же все-таки, по его мнению, там кончилось. Папа сказал, что герой, судя по всему, попал на другую грань Кристалла. Я решила, что это логично - если бы герой погиб, значит, его борьба потеряла бы всякий смысл, а с ней потеряла бы смысл и сюжетная линия повести (ИМХО). А знакомство с другими книгами цикла только подтвердило мою теорию.
Так что аллюзии на смерть я в книгах Крапивина видела всегда, но воспринимала это не как романтизацию смерти, а как воспевание силы жизни и ее победы над смертью. Разумеется, это мое личное восприятие.

2015-12-30 в 15:39 

tramarim
Боевой Заяц. Кусаюсь до последнего патрона.
tiger_black,
непонятно, по каким законам, в том числе, логическим, должна жить и развиваться эта самая реальность - и Кристалла, и Безлюдных Пространств. У нее стираются границы - во всех смыслах - и вот это и жутко.
А меня это, наоборот, привлекает))) Еще с "Голубятни".

2015-12-30 в 15:57 

tiger_black
Гриффиндорский идеалист
tramarim,
так оно и привлекает, ага. Просто восприятие меняется))
Но вот недаром же самое любимое у меня - из раннего. Хотя и в раннем нравится не все.
Но знаешь... это, пожалуй, единственный писатель, у которого непрочитанная вещь практически равнозначна дыре в ткани мира.

2015-12-30 в 15:58 

tiger_black
Гриффиндорский идеалист
Муж ещё советует «Колесо времени» Роберта Джордана, но сама я не читала, а судя по его рассказам – мир подобный толкиновскому, но мрачнее, а букаф гораздо больше.
а разве оно закончено?

2015-12-30 в 15:59 

tiger_black
Гриффиндорский идеалист
Liquidator,
о, кстати - если нужна борьба... только оно не совсем детское. Но классное и точно хватит надолго: "Сага о Копье".

2015-12-30 в 16:21 

tramarim
Боевой Заяц. Кусаюсь до последнего патрона.
tiger_black,
Но вот недаром же самое любимое у меня - из раннего. Хотя и в раннем нравится не все.
У меня самое любимое "Голубятня" и "Гуси".
Хотя и в раннем нравится не все.
Не, ну не может же человек постоянно одни шедевры писать!
это, пожалуй, единственный писатель, у которого непрочитанная вещь практически равнозначна дыре в ткани мира.
Хорошо сказано!)

Liquidator,
Кстати, и детское, и борьба, и политика, и оппозиция - почитайте книжку Федора Кнорре "Капитан Крокус". и "Король Матиуш Первый" Янушка Корчака.

2015-12-30 в 16:41 

tiger_black
Гриффиндорский идеалист
Не, ну не может же человек постоянно одни шедевры писать!
не, солнц... дело не в шедеврах, а в созвучности)

2015-12-30 в 16:42 

tiger_black
Гриффиндорский идеалист
Не, ну не может же человек постоянно одни шедевры писать!
не, солнц... дело не в шедеврах, а в созвучности)

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

записки Чугунного Дровосека

главная