Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
15:06 

Три толстяка, пост № 7

Liquidator
Вопрос о революции, который ставит сказка «Три Толстяка», не имеет однозначного решения. В сказочном мире – да, всё очевидно и естественно: с одной стороны угнетатели, с другой угнетённые; терпеть несправедливость больше невозможно, поэтому восстание оправданно, и остаётся только радоваться, что злодеи в итоге повержены, а народ победил.

В реальном же мире, революции зачастую оказывались настолько кровавы и ужасны, а последствия их настолько губительны для целых народов, не говоря уже об отдельных человеческих судьбах, – что трудно не согласиться с Достоевским, заклеймившим самих революционеров и движущие ими мотивы ёмким эпитетом «Бесы».

Вместе с тем, история знает примеры и гуманных революций (хотя, опять же, многие из них, одержав формальную победу, впоследствии зашли в тупик). Относительно бескровными были – Славная революция в Англии (1688), в какой-то степени Февральская революция в России (1917), революция гвоздик в Португалии (1974), бархатные революции в Восточной Европе (конец 1980-х гг.), революция роз в Грузии (2003), Оранжевая революция на Украине (2004), тюльпановая – в Киргизии (2005)...

В советские времена общество воспитывалось в сознании, что революции – это хорошо и правильно. При этом, правда, те революции, которые не соответствовали советскому представлению о прогрессе, – объявлялись контрреволюциями и жёстко порицались.

Но мне стало интересно: а как относится к революции общество сейчас, в России постсоветской?

Вообще само слово «революция» исторически принято противопоставлять «эволюции»: эволюция = плавное, поступательное развитие, а революция = рывок вперёд «скачком», с разрывом преемственности, выход на новый уровень.

Изначально, однако, смысл был немного другим. Корень «vol» в словах «evolutio» и «revolutio» – означает вращение, т.е. в данном случае как бы движение колеса истории. Приставка «e» – показывает, что вращение (движение) идёт в правильном направлении, т.е. вперёд. А приставка «re» — указывает на обратное направление движения. Таким образом, изначально «революция» означала «откат назад»: колесо истории сбилось с правильного пути и покатилось вспять, в направлении неестественном, противном нормальному ходу вещей.

Из такой трактовки следовали однозначно негативные коннотации термина «революция». Однако идеалы свободомыслия, завладевшие умами европейской интеллектуальной элиты с середины XVIII века, смогли пересилить сложившееся отношение к революции. Народные восстания были романтизированы и героизированы, стремление к свободе и справедливости стало цениться выше, чем верность традиционным устоям.

В периоды реакции в той или иной стране картина менялась. Аналогичный период сейчас претерпевает и Россия. На мнение нашего общества о революциях повлияли несколько факторов:
1) генетическая память о катастрофических последствиях Октябрьской революции 1917 года;
2) нежелание возврата в «лихие девяностые» (наследие де-факто революции августа 1991 года);
3) государственная пропаганда, отражающая желание Кремля навечно законсервировать свою власть и подстёгиваемая страхом перед цветными революциями на постсоветском пространстве;
4) довольство общества нынешней властью, уровнем благосостояния и патриотической риторикой.

Тем не менее, пропаганде так и не удалось до конца окрасить слово «революция» в негативные тона. В последние пару лет в речах охранителей, патриотов и штатных телепропагандистов «революция» вытеснилась более звучным термином «майдан». Бороться с «майданом» оказалось приятнее и понятнее, чем с революцией.

В сферах же неполитических, «революция» по-прежнему сохраняет позитивные смысловые оттенки: «революционный прорыв в медицине», «настоящая революция в авиастроении», «революционные для сложившейся научной парадигмы идеи» — это всё похвалы, а не ругательства.

Занятно, что в самом тексте «Трёх Толстяков», в отличие, например, от «Чиполлино» и сказок Волкова, слово «революция» ни разу не употребляется.

Зато там есть любопытный атрибут, знаменующий создание нового мира, победу, единение добра: это песня победившего народа. Триумфально-сокрушительный эффект песни (хотя ни мелодии, ни слов Олеша не приводит) – сразу вызывает в памяти Марсельезу или Интернационал. Но стоит вспомнить, что некую особую, великую Песню – пел и лев Аслан, при создании Нарнии. Сама песня Аслана создавала новый мир.

Здесь мне видится перифраз библейской формулы «в начале было слово». Возможно, мир, созданный словом, лишённым поэзии и мелодичности, – показался Льюису недостаточно совершенным, и в «Хрониках Нарнии» он пожелал исправить это упущение: началом Нарнии стало не слово, а песня.

Сюда же можно отнести и цитату из Пелевина: «Я никогда не понимал, зачем Богу было являться людям в безобразном человеческом теле. По-моему, гораздо более подходящей формой была бы совершенная мелодия – такая, которую можно было бы слушать и слушать без конца».

Так и у Олеши: поющий народ – может, ещё, конечно, и не народ-богоносец, но песня его несомненно обладает высшей, едва ли не сверхъестественной (сакральной) силой, и символизирует высшую правоту:

«Плотная пёстрая волнующая стена обступила Толстяков.

Люди размахивали алыми знамёнами, палками, саблями, потрясали кулаками. И тут началась песня. Тибул в своём зелёном плаще, с головой, перевязанной тряпкой, через которую просачивалась кровь, стоял рядом с Просперо.

– Это сон! – кричал кто-то из Толстяков, закрывая глаза руками.

Тибул и Просперо запели. Тысячи людей подхватили песню. Она летела по всему огромному парку, через каналы и мосты. Народ, наступавший от городских ворот к дворцу, услышал её и тоже начал петь. Песня перекатывалась, как морской вал, по дороге, через ворота, в город, по всем улицам, где наступали рабочие и бедняки. И теперь пел эту песню весь город. Это была песня народа, который победил своих угнетателей.

Не только Три Толстяка со своими министрами, застигнутые во дворце, жались, и ёжились, и сбивались в одно жалкое стадо при звуках этой песни, – все франты в городе, толстые лавочники, обжоры, купцы, знатные дамы, лысые генералы удирали в страхе и смятении, точно это были не слова песни, а выстрелы и огонь.

Они искали места, где бы спрятаться, затыкали уши, зарывались головами в дорогие вышитые подушки.
»

@темы: терминология, слова, размышление, политика, книги, историческое, изумрудное, достоевский, впечатления, чиполлино, три толстяка

URL
Комментарии
2015-08-24 в 15:24 

Ramine, Reine des souris
Рамина, Королева Полевых Мышей
У нас тут, в этой стране, увы, не сказка (а, скорее, басня), посему - все просто как перпендикуляр: в случае бунта, путча, революции, восстания (еще чего-то подобного) будет столько крови и разрухи, что лично мне такой "радости" не нужно. Как я в таких случаях говорю особо политически активным лицам (то есть тем, кому уж очень хочется побегать с АК по развалинам, поубивать и понасиловать, но они стесняются об этом сказать прямо), "предупредите заранее - буду наблюдать с другого берега".

2015-08-25 в 03:33 

Liquidator
Ramine, Reine des souris,

будет столько крови и разрухи

Ну, я всё-таки верю в возможность гуманной, бескровной революции.
(Правда, в нынешней России революция невозможна вообще никакая. Но времена когда-нибудь могут измениться.)

особо политически активным лицам (то есть тем, кому уж очень хочется побегать с АК по развалинам, поубивать и понасиловать, но они стесняются об этом сказать прямо)

Да я, на самом деле, не из тех, кто жаждет убивать и насиловать)
Кроме того, в последние годы я вообще склоняюсь к выводу, что построение «нового мира» (скажем, Мира Полудня) — в принципе недостижимо никакими революциями, восстаниями, переворотами, равно как и любыми видами политической деятельности. Это задача не политики, а науки.

URL
2015-08-25 в 04:33 

Ramine, Reine des souris
Рамина, Королева Полевых Мышей
Liquidator, Да я, на самом деле, не из тех, кто жаждет убивать и насиловать)
Я не имела вас в виду.
Кроме того, в последние годы я вообще склоняюсь к выводу, что построение «нового мира» (скажем, Мира Полудня) — в принципе недостижимо никакими революциями, восстаниями, переворотами, равно как и любыми видами политической деятельности.
А "шведский социализм"? можно счесть, что он именно политической природы? Ведь высокий уровень и социальные гарантии были результатами именно политики и законов.
Это задача не политики, а науки.
Был в СССР шанс. в :0-е. Когда ученые владели умами, а ЦК им позволяло многое - ибо ученые были очень нужны. Но - момент был упущен.

2015-08-27 в 05:03 

Liquidator
Ramine, Reine des souris,

А "шведский социализм"? можно счесть, что он именно политической природы? Ведь высокий уровень и социальные гарантии были результатами именно политики и законов.

Шведский — да. Но до идеального общества ему ещё далеко, на мой взгляд. И не факт, что одной только политики и законов окажется достаточно, чтобы туда прийти.

Был в СССР шанс.

Возможно, когда-нибудь шанс повторится...)

URL
2015-08-29 в 10:38 

MigaJC
(Правда, в нынешней России революция невозможна вообще никакая. Но времена когда-нибудь могут измениться.)

Согласна, что невозможна.

2015-08-29 в 16:24 

Liquidator
Согласна, что невозможна

Но кто знает, что будет через несколько лет или десятилетий...

URL
2015-08-29 в 19:04 

MigaJC
Liquidator, Не верю, что через несколько лет. Нет, нет. А вот десятилетий - может быть.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

записки Чугунного Дровосека

главная