Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
21:40 

Причуды памяти

Liquidator
Прочёл я в апреле детектив — «Увидеть Лондон и умереть...». Читалась книга с интересом, концовка правда меня разозлила своей несправедливостью по отношению к главному герою (но и он был тоже хорош: нужно было иногда головой думать, а не только глазами моргать восхищённо).

Так или иначе, внёс я эту вещицу в список прочитанных книг. И только через несколько месяцев, пролистывая список по какому-то другому поводу, обнаружил: а ведь я эту вещь уже, оказывается, читал — в июле 2004 года. И начисто забыл! Ни одна деталь в ходе апрельского перечитывания в памяти не всплыла...

@темы: хроники жирафа, статистика, констатация фактов, книги, впечатления, воспоминания

URL
Комментарии
2015-08-06 в 21:44 

фрау Рэтхен
Lass mich siegen, lass mich sterben, lass mich lieben, lass mich fliegen (c)
А я-то думаю - что это ты сразу по прочтении ничего не помнишь))

2015-08-06 в 21:47 

Liquidator
Из Дикого Леса Дикая Тварь, ога) но меня куда больше удивляет, как другие люди ухитряются помнить в деталях один раз прочитанное спустя целые годы, а то и десятилетия)

URL
2015-08-06 в 22:38 

hanna-summary
*радостно* добро пожаловать в клуб старых маразматиков! ) а я думала, это только я могу перечитывать детективы ))

2015-08-06 в 23:03 

Liquidator
hanna-summary, спасиб)) я тоже могу, но в последние годы мне стала сильно мешать периодизация... В смысле, раньше я читал детективы, хоть Агату Кристи, хоть Чейза, хоть Сименона или ещё кого-нибудь, и мир в них казался «почти-почти современным», а для меня это плюс (если конечно речь о зарубежье)))

Но вот теперь стали бросаться в глаза приметы времени, да и на выходные данные я стал обращать внимание, и от этого впечатление портится. Смотрю, история про Пуаро получается эпохи начала 1920-х годов, у Чейза — сороковые годы, у Гарднера тридцатые, и возникает ощущение: «Боже мой, там мир устаревший, кошмар-кошмар, ещё телевизоров нету, того нету, этого нету»...
И понимаю, что глупо, но ничего поделать не могу...

Зато Шерлока Холмса, как ни странно, перечитываю с удовольствием. Но там другая засада: он уже кажется слишком простым, да и зачитал я его в детстве настолько, что даже при своей паршивой памяти помню почти все основные сюжетные повороты и развязки.

URL
2015-08-06 в 23:07 

hanna-summary
а почему устаревшее - это кошмар-кошмар? это же приятно, нет, если узнаешь приметы времени?

2015-08-06 в 23:14 

hanna-summary
*хотя если честно, я детективы редко перечитываю ради детективного сюжета. Обычно я его все-таки кое-как помню, а перечитываю - ту же Агату, или Фред Варгас, например, ради персонажей и атмосферы. Но есть вот один автор у которого я каждый раз читаю в панике - кто все эти люди? то есть отдельные сюжеты я помню, но в полном отрыве от текста и персонажей. Это Честертон )

2015-08-06 в 23:19 

Liquidator
hanna-summary, когда как... Мне в литературе всегда нравилось ощущение от персонажей и мира, что «они где-то рядом, они почти такие же как мы». У меня это ощущение было и от ВС Волкова (включая Канзас), и от «Мэри Поппинс», и т.д. А потом я вдруг осознаЮ: так ведь Волков это по ходу XIX век, максимум начало XX-го, значит, во-первых, Элли, Урфин, дядя Чарли, Фарамант, Смелый Лев и прочие давно умерли, во-вторых, у бедных Жевунов нет даже электричества с водопроводом, не говоря о прочих благах цивилизации... А Майкл и Джейн ходят по улочкам ещё довоенной Англии...

С детективами немного иначе, там нет ощущения похожести на героев, но мне тоже всегда хотелось, чтобы они были как-то поближе. Например, в середине 1960-х годов, то есть уже незадолго до моего рождения. Тогда есть ощущение, ну как бы это сказать, общего культурного кода, что ли: знаешь, что герои могли смотреть те фильмы, которые ты сам видел и ценишь, читать те же книги, иметь те же возможности - в смысле, сесть на трёхсотместный самолёт и перелететь океан, к примеру, а не трястись на какой-нибудь деревянной развалюхе...

URL
2015-08-06 в 23:26 

Liquidator
hanna-summary, а я помню некоторые фрагменты из Агаты Кристи, помню атмосферу, но развязки от меня вскоре ускользают. А тексты Гарднера, Чейза, Шелдона забываю практически сразу, за редким исключением.

Честертона вот я читал мало: патер Браун у меня как-то не пошёл, а прочёл я только серию неплохих рассказов про какого-то лысеющего умника (забыл, как его звали) — это было как раз в 2004 году, и с тех пор я их пока не перечитывал ни разу.

URL
2015-08-06 в 23:54 

hanna-summary
про какого-то лысеющего умника
Фишер, наверное ) а я его как-то не очень люблю, уж лучше Браун
да вообще у Честертона слог тяжелый, это детективы не про детективы почему-то )

Гарднера и Чейза у нас традицинно переводят отстойно, я их почти не могу читать. А вот Рекса Стаута почему-то прилично переводят. *хотя я его вещи тоже забываю - сейчас вот в ходе ремонта полку разбирала, прихватила себе книжечку Стаута, ни-фи-га не помню*

Ты Фред Варгас читал? Про комиссара Адамберга и про "евангелистов"? если нет - оч рекомендую!

про ощущение от персонажей - оч интересно! вот это момент который меня никогда не волновал почему-то нисколько. Я все-таки не воспринимаю персонажей как людей, видимо, поэтому темы "дожили до...", "узнали что такое телевизор, телефон и тд" для меня просто как бы нет.
А как же тогда вообще всю историческую литературу - художественную? с грустью? )

2015-08-07 в 00:27 

Апрельский тролль
меня куда больше удивляет, как другие люди ухитряются помнить в деталях один раз прочитанное спустя целые годы, а то и десятилетия)
Смотря что прочитанное) Если что-то впечатление действительно произвело, запомнится надолго.

2015-08-07 в 01:57 

Liquidator
hanna-summary,

Фишер, наверное )

Точно! он самый)

а я его как-то не очень люблю

Да и я, пожалуй, тоже, хотя что-то располагающее в нём было...

Гарднера и Чейза у нас традицинно переводят отстойно, я их почти не могу читать. А вот Рекса Стаута почему-то прилично переводят. *хотя я его вещи тоже забываю - сейчас вот в ходе ремонта полку разбирала, прихватила себе книжечку Стаута, ни-фи-га не помню*

Плохой перевод мне стал в глаза бросаться тоже сравнительно недавно) раньше как-то не акцентировалось на этом внимание и всё спокойно воспринималось)
Стаута я лет 5 назад прочёл три повести про Ниро Вулфа и Арчи Гудвина, но осталось ощущение, что чего-то в них не хватает... То ли обоснуя, то ли обаяния главгероев...

Чейза я последний раз читал в прошлом году, после долгого перерыва, и как-то разочаровался в нём. Лет в 15-20 его книги я читал запоем, было невозможно оторваться. А сейчас весь интерес перекрыло чувство, что он с каким-то странным наслаждением смакует грязные стороны человеческой натуры, и обязательно у него все всех предадут, всякий порядочный человек окажется негодяем, а для главгероя всё непременно кончится плохо.

Ты Фред Варгас читал? Про комиссара Адамберга и про "евангелистов"? если нет - оч рекомендую!

Пока не довелось)

про ощущение от персонажей - оч интересно! вот это момент который меня никогда не волновал почему-то нисколько. Я все-таки не воспринимаю персонажей как людей, видимо, поэтому темы "дожили до...", "узнали что такое телевизор, телефон и тд" для меня просто как бы нет.

Ну так я даже в ВС когда-то планировал сбежать) конечно, не на полном серьёзе, и в глубине души понимая, что это всё игра, но два мешка вещей мы с братом упаковали и полезли в какой-то подвал искать подземный ход)

А как же тогда вообще всю историческую литературу - художественную? с грустью? )

Там реже возникает ощущение близости к персонажам... Вот «Три мушкетёра», например. Мне они очень нравились, но фанатом я не был. И чувствовал, что в их мир, в отличие от ВС, я бы попасть не хотел, ибо там царят слишком жестокие, устаревшие, непонятные по нынешним меркам нравы. Скажешь что-нибудь не то, а тебя рраз, и проткнут шпагой, без лишних уточнений. И посмеются ещё))

Вообще, конечно, погружение в мир самых разных книг у меня случалось, в том числе и тех, которые про XIX век, и раньше. Диккенс там, Свифт, Марк Твен, даже Тургенев с Достоевским и Толстым, хотя русскую классику я не любил. Действительно, там как-то не фиксировалось сознание на том, что эти герои, будь они реальны, уже бы давно умерли; но само устройство мира как правило было малопонятным и каким-то недружелюбным, не родным) Когда не знаешь, чего ждать от соседа, от приятеля или от врага...

И кроме того, в таких книгах обычно сразу понятно, что мир — чужой, не близкий. Парусники, нищие, розги, дворяне, иная манера речи — это всё сразу задаёт контекст и соответствующий настрой. А в детективах отличия мне были видны не сразу, мир на первый взгляд почти наш: ну не упоминаются там телевизор или Боинг, так может они просто по-сюжету не нужны, а не то что их вообще ещё не изобрели. А потом начинает доходить, что время действия-то — ещё тридцатые годы, и тут возникает когнитивный диссонанс)) настрой был на одно, а оказалось другое)

URL
2015-08-07 в 02:02 

Liquidator
Боцман с Утонувшего Брига,

Смотря что прочитанное) Если что-то впечатление действительно произвело, запомнится надолго.

У меня бывает, что надолго запоминается какая-нибудь яркая сцена, или какая-то особенная деталь, фраза, персонаж, сюжетный поворот... Но не так, чтобы сохранялся в памяти весь сюжет со всеми основными событиями и героями)

Хотя исключения, конечно, бывали...

URL
2015-08-07 в 12:56 

hanna-summary
само устройство мира как правило было малопонятным и каким-то недружелюбным, не родным

Чарли, ты не патриот ) в литературном смысле слова )
для меня наоборот через персонажей классики, ну и вообще русской старой литературы, пусть не самой классической, шло всегда приобщение ... ну ладно, пусть пафосно - "к корням". То есть все мое понимание русской истории, оно ж прежде всего через литературу, и поэтому реакция тут скорее такого узнавания, голоса крови, если хочешь - типа, да, это мое, из этого мы все вышли. А иностранное интересно, но чуточку более чуждо все-таки.
То есть недружелюбное - да, зачастую, но, увы, родное.

2015-08-07 в 14:50 

Liquidator
hanna-summary,
Чарли, ты не патриот ) в литературном смысле слова )

К сожалению))
На самом деле, у меня с этим очень всё сложно))
Лет в 10-12 у меня сформировалось чувство, что настоящая жизнь и соответственно интересная литература началась в нашей стране после революции 1917 года. Вот советскую литературу я любил, особенно про войну))

«Два капитана», «Улица младшего сына» про пионера-героя Володю Дубинина, близкая по теме «Четвёртая высота», «Повесть о настоящем человеке», «Кортик» и «Бронзовая птица», «Посёлок» Булычёва и его книги про Алису, «Приключения капитана Врунгеля», сказки Ягдфельда и Токмаковой, «Денискины рассказы» — всё это вместе взятое (и многое другое), как-то причудливо перемешавшись, несмотря на различие жанров, создавало образ «своей страны».

И «своя страна» для меня была СССР, а не Россия.
Россия же воспринималась как предтеча Советского Союза. Нечто устарелое, несовершенное, пережиток прошлого, временный и давно пройденный этап на пути становления СССР.

И литература про дореволюционную жизнь — тоже была вся такая же: мир по большей части неприглядный, враждебный и непонятный. Да, было ясно, что все мы родом оттуда, но переход «оттуда — сюда» воспринимался не как плавное поступательное развитие, типа росли-росли и доросли, а через перелом: недостатки старого мира достигли критической точки, и весь тот мир пошёл на слом, а на смену ему, уже через его отрицание и исправление тех недостатков, возник правильный понятный современный мир.

...Ну, и, естественно, с годами такое моё представление менялось. Постепенно до меня дошло, что образ СССР в моей голове был фиктивный, идеализированный, и «правильный советский мир» на деле включал в себя много такой мерзости, перед которой меркли все минусы мира старого. Да и шкала «давно / недавно» у меня потихоньку смещалась. Поэтому сейчас я советскую литературу 20-х, 30-х и 40-х годов уже читать избегаю, не хочется вообще касаться той эпохи даже краешком )

URL
2015-08-07 в 15:09 

hanna-summary
о как ) да, пожалуй советскую литературу я ощущала не как базовую русскую. И откуда-то во мне было больше антисоветчины в голове, видимо, хотя особенно диссидентского ничего в семье не было... я бы сказала, что вот по приведенным тобой тезисам в плане литературных вкусов у меня возникает ощущение, что ты старше меня (ну хотя бы лет на 10-15), как будто я не советская, как мы все ) я конечно тоже читала все что положено про пионеров-героев, но почему-то с большой долей скепсиса.

2015-08-07 в 15:29 

Liquidator
hanna-summary,

у меня возникает ощущение, что ты старше меня (ну хотя бы лет на 10-15), как будто я не советская, как мы все ) я конечно тоже читала все что положено про пионеров-героев, но почему-то с большой долей скепсиса.

Да просто я был наивный и всё это принимал за чистую монету))
Ещё, конечно, сыграла роль позиция дедушки с бабушкой, которые, в отличие от моих родителей, были настроены категорически против перемен в стране.

URL
2015-08-09 в 23:16 

hanna-summary
вот кажется поняла: я просто никогда не интересовалась политическим устройством мира, в котором живут герои книги. Только девочковая составляющая - бытовуха и амор. Поэтому и не обращала внимание на этот момент (собсно, я не сильно поумнела с тех пор, увы))

*и о пионерах-героях. вдруг вспомнила. Ты не читал Веркина "Облачный полк"?

2015-08-11 в 01:23 

Liquidator
hanna-summary, ну, кстати, мне и аполитичные вещи тоже очень нравились — всякие волшебные сказки (но тоже более-менее современные, если не по антуражу, то по эпохе написания, то есть без всяких зверств и мрака как у братьев Гримм)... Из зарубежной литературы — «Малыш и Карлсон», «Винни-Пух», «Ветер в ивах»... (Хотя в последней я при недавнем перечитывании обнаружил много социально-политических аллегорий, но в детстве они совершенно не считывались.)


*и о пионерах-героях. вдруг вспомнила. Ты не читал Веркина "Облачный полк"?

Неа...) Я читал вышеназванные две книги про Володю Дубинина и Гулю Королёву, а ещё мне встречались какие-то краткие сюжеты про Петю Клыпу (он же «гаврош Брестской крепости»), Валю Котика и какого-то Лёню, фамилию не помню...

Ну а ещё — про вымышленных персонажей: «Красные дьяволята» (прообраз фильма «Неуловимые мстители»), «Старая крепость», — обе книги, кстати, в отличие от фильмов, мне сильно не понравились.

URL
2015-08-11 в 08:20 

hanna-summary
ну вот "Облачный полк" это современная книга. что-то она там выиграла на конкурсе молодых авторов, хз. И когда ее читаешь, далеко не сразу понимаешь, что она - да, про пионера-героя, притом очень известного. Хорошая книга.

2015-08-13 в 14:59 

Liquidator
hanna-summary, спасибо, возьму на заметку)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

записки Чугунного Дровосека

главная