Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
17:45 

Коммунизм, часть 9

Liquidator
Проблема 10: отсутствие правильных коммунистов

Эта проблема вплотную примыкает к предыдущей. Суть её в том, что даже среди людей, считающих себя коммунистами или позитивно относящихся к коммунистической идее, — большинство на самом деле смутно представляют себе, что такое коммунизм, и в глубине души являются сторонниками совсем иных идеологий.

Возьмёшь одного такого «коммуниста», присмотришься, — а оказывается, он имперец. Живой пример — писатель и журналист Александр Проханов. Ему важнее великая империя, православная святая Русь, и он рассматривает Советский Союз лишь как одну из форм реализации великой Руси.

Возьмёшь другого — он просто ностальгирует по временам своей молодости, когда деревья были выше, трава зеленее, а девушки благосклоннее.

Третий — скучает по стабильной зарплате и колбасе по 2.20.

Четвёртый — романтик революционной борьбы. Если революция вдруг победит, он сам не будет знать, что делать дальше.

Пятый — вообще расист. Помню, в 90-е годы мне встретилась листовка на столбе с лозунгом: «Наше дело правое, наша кожа белая, наше знамя красное!» Какое, спрашивается, отношение имеет цвет кожи к красному знамени?

И так далее. Найти человека, который верил бы именно в коммунистические идеалы, не перемешивал бы их ни с чем лишним, и притом сохранял бы приверженность здравому смыслу, гуманности и объективности, без которых, на мой взгляд, никакой коммунизм просто не существует (а точнее очень быстро вырождается в бредовое умопомешательство, садизм или враньё), — такого человека найти крайне сложно, почти нереально.

Но даже среди тех, кто разделяет все основные принципы коммунизма, — тоже царит полнейшая разноголосица. Каждый второй — мнит себя самым точным интерпретатором коммунистической идеи. Со стороны же такие претензии на идейное лидерство чаще всего смотрятся смешно и глупо, и уж точно не смогут объединить разрозненное коммунистическое движение в сколь-нибудь значимую политическую либо идейную силу. Такова, кстати, участь и моих нынешних набросков (хотя на полноценное воссоздание теоретической базы коммунизма они заведомо не претендуют, ибо слишком примитивны и ненаучны).

@темы: философия, размышление, политика, коммунизм, идеи

URL
Комментарии
2014-08-22 в 17:48 

drama-llama
I relate to anakin skywalker because i, too, would get myself into a bad situation and just continue to dig my own grave rather than ask anyone for help
ну это самая главная проблема, с анархистами такая же фигня.

2014-08-22 в 18:17 

Апрельский тролль
А самое интересное то, что в большинстве политических течений так)

2014-08-22 в 21:18 

tiger_black
Гриффиндорский идеалист
. Найти человека, который верил бы именно в коммунистические идеалы, не перемешивал бы их ни с чем лишним, и притом сохранял бы приверженность здравому смыслу, гуманности и объективности, без которых, на мой взгляд, никакой коммунизм просто не существует (а точнее очень быстро вырождается в бредовое умопомешательство, садизм или враньё), — такого человека найти крайне сложно, почти нереально.
???
У меня только один вопрос: где вы ищете?

2014-08-23 в 12:30 

drama-llama
I relate to anakin skywalker because i, too, would get myself into a bad situation and just continue to dig my own grave rather than ask anyone for help
я так полагаю, с нами сейчас поделятся перечнем мест, или даже картой, где водятся такие индивиды.

2014-08-23 в 13:54 

Апрельский тролль
где вы ищете?
с нами сейчас поделятся перечнем мест, или даже картой, где водятся такие индивиды
Индивидов надо искать там же, где Диоген днём с фонарём искал человека)

2014-08-23 в 15:10 

Liquidator
ну это самая главная проблема, с анархистами такая же фигня.

А самое интересное то, что в большинстве политических течений так)

Угу, такая картина в любом крупном политическом движении, в любой крупной религии, и даже во многих гуманитарных науках такая же разноголосица)

Но с коммунизмом ситуация усугубляется тем, что он был официальной государственной идеологией на протяжении многих десятилетий. Поэтому в массовом сознании все эти понятия перемешались: коммунизм (как идеал, пока ещё нигде не реализованный), социализм советского типа (то, что реально существовало в СССР), государственничество и патриотизм (которые вообще-то коммунизму скорее противоречат), ностальгия по собственной молодости (для людей старшего поколения) или по мифической "золотой эпохе" (для новых поколений, не заставших уже советской власти), и т.д.

URL
2014-08-23 в 15:56 

Liquidator
???
У меня только один вопрос: где вы ищете?


tiger_black, смотрю по сторонам)) слушаю, что говорят люди, читаю интернет)

Ещё когда я учился на 1-м курсе (это был 1997-98 год), мне захотелось разобраться в существующих в России оппозиционных течениях. Оппозиция в ту пору была в основном коммуно-патриотической.
Я нашёл несколько мест, где продавалась оппозиционная пресса (интернета ещё практически не было). Так вот, там было множество газет от самых разных партий и движений — «Советская Россия», «Правда» (их потом даже стало две), «Молния», «Гласность», «Лимонка», «Трудовая Россия» и т.д. и т.п. Десятки изданий.

С большинством из них я ознакомился. И пришёл к выводу, что всё это не то. Часть газет (и соответственно, стоящих за ними партий и движений) излагала взгляды с уклоном в национализм, возвеличивание русского народа.

К этой части примыкали издания, тяготеющие к религиозной тематике. Там дискурс шёл в категориях Русь, православие, народовластие (соборность). Почти что уваровская триада, только без царя))

Широко представлены были собственно коммунистические партии и движения. Из них самыми крупными были две организации: КПРФ и, с большим отрывом, РКРП. Остальные (примерно десяток) были карликовыми партиями. У КПРФ была позиция "ревизионистская" — антипатия к революциям, отказ от интернационализма, заигрывание с Церковью, отход от марксистских теорий, великодержавный шовинизм и т.п.

У РКРП и карликовых партий — наблюдалось ортодоксальное понимание коммунизма, сводившееся к тому, что все основные вехи в истории СССР (до 1985 года и за вычетом хрущёвской оттепели) были правильны — коллективизация, раскулачивание, борьба с врагами народа, партийные чистки, форсированная индустриализация, суровость законов, отношение к диссидентам как к предателям, железный занавес, и т.д.... Сталин и Ленин преподносились как непогрешимые гении. Преступления советского режима отчасти замалчивались, отчасти отрицались, а в остальном приписывались проискам врагов.
Дискурс шёл в категориях великой страны, великих вождей, героев, подвигов, предателей, буржуев, капиталистов, противостояния злонамеренному Западу (и в особенности США).
В целом эта часть политического спектра производила впечатление Бурбонов, которые «ничего не поняли и ничему не научились».

«Лакмусовой бумажкой» для меня стало ещё и то, что практически ни одна из оппозиционных партий не выступила категорически против войны с Чечнёй. То есть понятие гуманизма было лево-патриотической оппозицией не усвоено, осталось для неё либо чуждым, либо глубоко вторичным.

Из этого я в общем заключил, что настоящих коммунистов в российском политическом спектре нет. Может быть они есть среди обычных людей, не организованных в партии и движения. Но тут во-первых странно, что свою партию они за все эти годы так и не организовали. А во-вторых, чисто по личному опыту, сколько я ни разговаривал с самыми разными людьми, так или иначе сочувствующими коммунистической идее, — всё равно в их позиции обнаруживалась та или иная несообразность, в основном из перечисленных мной выше: шовинизм, национализм, идолопоклонство перед Сталиным, необъективное восприятие истории и современной реальности, скрещение ежа с ужом в смысле материализма и религии, склонность к теориям заговора, иногда даже открытый антисемитизм, и т.д.

URL
2014-08-23 в 16:31 

tiger_black
Гриффиндорский идеалист
мотрю по сторонам)) слушаю, что говорят люди
простите, где именно? На какой территории, проще говоря?)

Из этого я в общем заключил, что настоящих коммунистов в российском политическом спектре нет. Может быть они есть среди обычных людей, не организованных в партии и движения. Но тут во-первых странно, что свою партию они за все эти годы так и не организовали. А во-вторых, чисто по личному опыту, сколько я ни разговаривал с самыми разными людьми, так или иначе сочувствующими коммунистической идее, — всё равно в их позиции обнаруживалась та или иная несообразность, в основном из перечисленных мной выше: шовинизм, национализм, идолопоклонство перед Сталиным, необъективное восприятие истории и современной реальности, скрещение ежа с ужом в смысле материализма и религии, склонность к теориям заговора, иногда даже открытый антисемитизм, и т.д.
эээ... ну если искать в политическом спектре... то вопросов, конечно, нет.
Но обычные-то люди чем не угодили?
И зачем сразу что-то организовывать? Вот вы говорите: разговаривали. А просто приглядеться к людям не пробовали? Очень многие предпочитают не афишировать свои взгляды, но живут как раз по тем принципам, которых вы вокруг себя не находите. А я вокруг себя ничего из перечисленного: "шовинизм, национализм, идолопоклонство перед Сталиным, необъективное восприятие истории и современной реальности, скрещение ежа с ужом в смысле материализма и религии, склонность к теориям заговора, иногда даже открытый антисемитизм" - не вижу...
Поэтому я и озадачилась, в чем дело: в территориальных различиях? Или еще в чем-то?
И, простите, а как вы понимаете "необъективное восприятие истории и современной реальности"? А объективное - это как? Все - одинаково под чью-то диктовку? Но так не бывает.

2014-08-23 в 18:14 

Liquidator
tiger_black,

простите, где именно? На какой территории, проще говоря?)

Если в реале, то главным образом в Москве и совсем немного в других местах. Хотя, многие, с кем я общался в Москве, сами были из других городов.
Ну а в интернете — как-то очертить географию не представляется возможным.

эээ... ну если искать в политическом спектре... то вопросов, конечно, нет.

Я исхожу из того, что политический спектр в общем отражает структуру общества.

Но обычные-то люди чем не угодили? И зачем сразу что-то организовывать?

Почему сразу?) Двадцать три года прошло с момента развала СССР) Уж за такой срок можно было бы что-то организовать, если бы кому-нибудь это было нужно. Уточню заодно: я не имею в виду, что каждый сторонник настоящего коммунизма должен непременно идти в политику и создавать партию; но просто, если таких людей действительно много, то среди них такие организаторы должны найтись.

Может, кстати, они и нашлись. Но я их пока не обнаружил, хотя специально интересовался этим вопросом. И мне неизвестна ни одна газета, ни один политический блог или группа вконтакте, где излагались бы подлинно коммунистические взгляды без вышеназванных "отклонений".

Вот вы говорите: разговаривали. А просто приглядеться к людям не пробовали? Очень многие предпочитают не афишировать свои взгляды, но живут как раз по тем принципам, которых вы вокруг себя не находите.

В быту много хороших людей. Я этого и не отрицаю. В одном из недавних постов я писал, что и среди сталинистов есть прекрасные добрые люди. В любом обществе и при любом режиме есть люди порядочные, отзывчивые, великодушные, гуманные, честные, есть настоящие герои и подлинные альтруисты, есть скромные труженики, которые не стремятся выставить напоказ ни себя, ни свой труд, ни свои взгляды.

Те же Стругацкие, создавая Мир Полудня, как известно, населили его персонажами, списанными с реально существовавших людей, своих друзей и знакомых. Считалось, что это и есть ростки нового общества.

Проблему я вижу в том, что эти люди не объединены ни в какую общность, ни в какую единую силу, которая могла бы чего-то добиваться, что-то вместе делать. Они либо вообще аполитичны, либо примыкают к уже существующим политическим платформам (когда ходят голосовать на выборах, если вообще ходят), а в убеждениях своих зачастую присоединяются к тем веяниям, которые я назвал.

URL
2014-08-23 в 18:37 

Liquidator
tiger_black,

И, простите, а как вы понимаете "необъективное восприятие истории и современной реальности"? А объективное - это как? Все - одинаково под чью-то диктовку?

Объективное — это как раз НЕ под диктовку)
Объективное — это без догм (про догмы я сегодня выложил очередной пост).
Объективное — это когда человеку хватает сил признавать в том числе и неприятные для него вещи, если видно, что они верны.
Объективное — по самОй форме слова — это зависящее именно от самогО объекта наблюдения/изучения/восприятия, а не от своего (или чьего-либо ещё) отношения к этому объекту, симпатий или антипатий, фантазий, страхов, мечтаний и т.д. Объективное — не зависит от разделения по системе «свой/чужой».

Необъективное восприятие истории я замечаю на каждом шагу. Фактически это попытка подыграть "любимчикам", в роли которых может выступать родина, свой народ, близкая по идеологии партия, симпатичный харизматик-вождь и т.д.

Необъективное восприятие реальности — это неадекватное представление о своём месте и роли в сложившейся системе. Своём — в смысле, опять же, своей страны, народа, партии, социальной группы и т.д. Неадекватное моделирование своих и чужих целей, мотиваций, имеющихся угроз и возможностей. Например, когда кажется, что ЦРУ спит и видит, как бы подгадить великой России, встающей с колен. Или когда утверждается, что в Крыму Россия спасла местное население от разгула фашистов-бандеровцев. Или когда объявляется, что оппозиция на Болотной площади (или, к примеру, на Евромайдане) выходила митинговать за деньги госдепа.

Фактически, необъективность — это восприятие реальности через призму устаревших догм.

URL
2014-08-23 в 20:36 

Liquidator,
Понятно, спасибо)

Я исхожу из того, что политический спектр в общем отражает структуру общества.
я так не думаю.

но просто, если таких людей действительно много, то среди них такие организаторы должны найтись.
"Хороших людей всегда больше, чем плохих, просто плохие лучше организованы" (с) не мое
А если серьезно, то любую организацию можно развалить. Кроме одной. Вот с нее и надо начинать.

И мне неизвестна ни одна газета, ни один политический блог или группа вконтакте, где излагались бы подлинно коммунистические взгляды без вышеназванных "отклонений".
подлинное не "излагают", оно говорит само за себя. Делами. Не надо говорить. Надо делать.

Проблему я вижу в том, что эти люди не объединены ни в какую общность, ни в какую единую силу, которая могла бы чего-то добиваться, что-то вместе делать.
Зачем объединяться для того, чтобы делать? Помните притчу о старике, который сажал яблони?

Они либо вообще аполитичны, либо примыкают к уже существующим политическим платформам (когда ходят голосовать на выборах, если вообще ходят), а в убеждениях своих зачастую присоединяются к тем веяниям, которые я назвал.
Аполитичны - согласна. "Присоединившихся" не видела.

URL
2014-08-23 в 20:36 

Liquidator,
Понятно, спасибо)

Я исхожу из того, что политический спектр в общем отражает структуру общества.
я так не думаю.

но просто, если таких людей действительно много, то среди них такие организаторы должны найтись.
"Хороших людей всегда больше, чем плохих, просто плохие лучше организованы" (с) не мое
А если серьезно, то любую организацию можно развалить. Кроме одной. Вот с нее и надо начинать.

И мне неизвестна ни одна газета, ни один политический блог или группа вконтакте, где излагались бы подлинно коммунистические взгляды без вышеназванных "отклонений".
подлинное не "излагают", оно говорит само за себя. Делами. Не надо говорить. Надо делать.

Проблему я вижу в том, что эти люди не объединены ни в какую общность, ни в какую единую силу, которая могла бы чего-то добиваться, что-то вместе делать.
Зачем объединяться для того, чтобы делать? Помните притчу о старике, который сажал яблони?

Они либо вообще аполитичны, либо примыкают к уже существующим политическим платформам (когда ходят голосовать на выборах, если вообще ходят), а в убеждениях своих зачастую присоединяются к тем веяниям, которые я назвал.
Аполитичны - согласна. "Присоединившихся" не видела.

URL
2014-08-24 в 23:34 

Liquidator
Зачем объединяться для того, чтобы делать? Помните притчу о старике, который сажал яблони?

Кто ж её не помнит))

Не надо говорить. Надо делать.

Позиция достойная уважения. Поэтому не буду спорить, хоть я с ней и не вполне согласен)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

записки Чугунного Дровосека

главная