• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
07:17 

Коммунизм, часть 2

Проблема № 1: необходимость нового человека

Марксистскую (или приписываемую марксизму) установку, что капитализм (Западный мир) будет загнивать и сам себя в итоге приведёт к социалистической революции — я после долгих размышлений отверг.

Главная проблема коммунизма мне видится в другом. А именно: чтобы коммунизм стал реальностью, должен измениться сам человек (в планетарном масштабе, как биологический вид).

Экономически социалистическое общество оказалось несостоятельно. Капиталистическое — гораздо эффективней. Мне, как горячему стороннику плановой экономики и советской модели развития, трудно было признать экономическое преимущество капитализма, но увы, пришлось, ибо подтверждающих свидетельств великое множество.

Социалистическая экономика практически повсеместно приводила к товарному дефициту и сравнительно невысокому (хотя и более равномерному) материальному уровню жизни. Почему? Потому, что в натуре человека пока ещё преобладают эгоистические стремления. Работать чисто за идею, ради светлого будущего и прочих прекрасных идеалов, причём работать нехалтурно и с полной самоотдачей, — способно лишь узкое меньшинство народа. Большинство же ради идеалов работать не станет, либо будет работать плохо, без огонька, без азарта (см. «Платформу» М.Уэльбека). Настоящий же азарт у большинства способно вызвать только «экономическое поощрение» инициативы, т.е. эгоистический, корыстный мотив.

А для этого нужна рыночная экономика. Которая, как известно, строится на присвоении людьми продукта, созданного чужим трудом. При рыночной экономике хитрецы, всяческие проныры и де-факто спекулянты имеют узаконенную возможность обирать честных тружеников (и не очень честных, впрочем, тоже).

Именно эти проныры, хитрецы, спекулянты (они же дельцы, предприниматели, бизнесмены) в погоне за личной наживой умудряются так организовать производство, доставку и совершенствование товаров, что рынок очень быстро насыщается, дефицит исчезает, научно-технический прогресс стимулируется. Такое насыщение рынка произошло при НЭПе, затем при Гайдаровских реформах. Многократные подтверждающие примеры есть в других странах (японское «экономическое чудо», корейское «экономическое чудо», немецкое и т.д.).

Если же роль стимулятора, организатора, регулировщика — берёт на себя государство, — такая система оказывается менее эффективной. Грубо говоря, попытки из Москвы рассчитать сколько гвоздей потребуется в Алма-Ате и какого покроя платья нужны Кишинёву, — обречены на провал. Государство оказывается слишком громоздко, неповоротливо и медлительно для решения таких задач. Государственный чиновник Госплана, к тому же не имеющий личной (корыстной) заинтересованости, не сможет так ловко определить какого и где товара не хватает и в каких количествах, как это сделает предприниматель, заботящийся о своём кошельке. Именно предприниматель, выискивая способы получить сверхприбыль, способен найти на рынке незаполненные ниши (и насытить их), там где государственный чиновник тупо пройдёт мимо.

Таким образом, мы получаем, что пока в человеческой натуре преобладает эгоизм, материально цивилизацию будут двигать вперёд Рокфеллеры и Ротшильды, а не стахановцы и Герои Соцтруда.

Условный «Рокфеллер» получается при этом, конечно, не кумир и идеал для будущих поколений, а скорее необходимое зло, полезная бактерия, паразитирующая на организме, без которой однако этот организм не сможет обойтись.

Ситуация изменится лишь тогда, когда люди в массе своей станут альтруистами настолько, что благородные побуждения перевесят в их душе корысть.

@темы: философия, размышление, политика, коммунизм, идеи

07:12 

Коммунизм, часть 1

Давно уже собираюсь сделать серию постов про коммунизм.

В этих записях попробую рассказать, каким мне видится правильный коммунизм, какие стоят перед ним проблемы на данном этапе и как эти проблемы преодолеть.

Также попытаюсь разобраться, чем отличается правильный (в моём представлении) коммунизм от коммунизма «классического» (марксистско-ленинского) и от идеологии современных партий, называющих себя коммунистическими.

Соображения мои о коммунизме и связанных с ним темах — формировались постепенно, начиная с 1991 года. Существенную часть этих соображений мне удалось более-менее связно изложить года полтора назад в переписке с Салем. Эта переписка и стала основой для нынешней серии постов.

Проблемы, стоящие перед коммунизмом, я для удобства пронумеровал, однако нумерация эта произвольна, и ей не нужно придавать особого значения.

Добавлю сразу, что рассуждения мои — сплошь дилетантские. Я легко могу путаться в фактах и тем более в их трактовках. Это относится также к истории, представление о которой у меня довольно приблизительное. Так что ни на какую истину в высшей инстанции или пафосное «глубокомыслие» я в своих рассуждениях заведомо не претендую.

Часть рассуждений вообще будет утопически-фантастическая, а потому не пригодная для восприятия всерьёз.

@темы: философия, размышление, политика, коммунизм, идеи

18:44 

Пешеходная нелогичность в «Волшебнике Изумрудного города»

«— Где Изумрудный город? — спросила Элли.
— Он в центре страны. Великий мудрец и волшебник Гудвин сам построил его и управляет им. <...>
— Как же я дойду до Изумрудного города?
»

Любопытно, что ни самой Элли, ни её собеседникам, ни впоследствии её спутникам не приходит в голову мысль о каком-либо транспорте. По умолчанию как бы предполагается, что добраться до ИГ можно только пешком, а транспортное сообщение — пусть даже на уровне простейших телег или повозок — во всей стране отсутствует.

Хотя лошади упоминаются в той же книге (в хозяйстве Людоеда). И в Канзасе некий транспорт действует, о чём Элли прекрасно осведомлена («ездил ли ты, папочка, на ярмарку?»).

@темы: изумрудное, книги, мелочи из сказок, размышление, эсмерология

11:50 

30.07.2014 в 10:56
Пишет каздалевский:

От Немерюка меня трясёт второй день.

Пишу заяву в мэрию, нахрен, с требованием уволить его за профнепригодность.

Потому что идите нахрен вот почему.

Вот сюда пишу телегу www.mos.ru/authority/treatments/reception/indiv... кто хочет, присоединяйтесь. Достаточно указать ФИО и емейл.

Вчера на сайте издания "Афиша" был опубликован текст (gorod.afisha.ru/eating/my-v-stolice-velikoy-str...) за авторством главы Департамента торговли и услуг Алексея Немерюка, в котором он показал себя человеком, непригодным к исполнению своих обязанностей.

"Но, к сожалению, москвичам что ни предложи — будут брать все. Начнете «Доширак» на каждом углу продавать — и его будут покупать" - цитата.

Господин Немерюк считает, что лишь только он во всей Москве способен отличить хорошую еду от плохой? Господин Немерюк, к сожалению, рассуждая об уличной торговле, забыл слово "конкуренция". Достаточно предоставить возможность бизнесу открывать точки с уличной едой и люди сами выберут то, что им по душе. Даже если это будет "Доширак", в должностные обязанности главы Департамента торговли и услуг не входит пункт о запрете продажи тех или иных продуктов. Такого рода полномочия имеют другие учреждения, например, Роспотребнадзор.

Таким образом, господин Немерюк пытается превысить собственные полномочия, одновременно оскорбляя москвичей.

"В Москве активно стали развиваться кафе и рестораны — в принципе, нам этого достаточно" - цитата.

Нельзя исключать, что Департаменту торговли и услуг или всей мэрии в целом достаточно для питания кафе и ресторанов. Однако ритм жизни большинства москвичей таков, что вопрос питания, особенно в центре города, имеет крайне важное значение. Люди, возвращающиеся вечером с работы, голодны. Не всем уровень дохода позволяет регулярно посещать рестораны, кроме того: это отнимает время, так дорого ценящееся в больших городах. Наличие большого количества точек с фаст-фудом позволяет снять эту проблему. В последнее время в центре города перекусить просто негде, приоритет отдан развитию сетевых заведений невысокого качества. Это может быть косвенным свидетельством наличия коррупционных схем.

читать дальше

URL записи

10:13 

Бел Кауфман (10.05.1911 — 25.07.2014)

18:40 

Зажигалка спалила хронологию ВС

Ну вот, пришёл dikobraz1983 и одной фразой развалил всю мою стройную хронологию)))

До этого, из сопоставления самолёта и волейбола у меня получалась хронология Волковских сказок такая:
ВИГ — 1887–1890 г.
УДиеДС — 1888–1891 г.
СПК — 1889–1892 г.
ОБМ — 1897–1900 г.
ЖТ — 1898–1901 г.
ТЗЗ — 1900–1903 г.

Однако зажигалка, подсказанная dikobraz1983, рушит всю картину. Если верить интернету, появились зажигалки довольно давно, ещё в начале XIX века, однако были они в ту пору громоздки, небезопасны и очень дороги. Компактные зажигалки стали появляться только после 1903 года. Но лишь в 1924 году была создана зажигалка для одной руки: до этого искусство обращения с зажигалкой требовало обеих рук.
www.cigarclan.ru/first-class/fc-articles/2009-1...

Таким образом, похищение Урфином зажигалки Чарли Блека могло произойти никак не раньше 1925 года, и эта дата, с самолётом уже никак не совместимая, приводит к раздвоению хронологии. Первый вариант периодизации остаётся прежним, а второй получается таким:
ВИГ — не раньше 1924 г.
УДиеДС — не раньше 1925 г.
СПК — не раньше 1926 г.
ОБМ — не раньше 1934 г.
ЖТ — не раньше 1935 г.
ТЗЗ — не раньше 1937 г.

@темы: эсмерология, статистика, размышление, книги, изумрудное

14:13 

Сватовство Дровосека у Баума и Волкова

Баума часто ругают за «расчленёнку», коей он сопроводил историю Железного Дровосека и его невесты в одном из поздних сиквелов «Волшебника Страны Оз».

Отчасти замечание справедливо. Хотя, на самом деле, эта «расчленёнка» не сильно отличается от аналогичной истории из первой книги, где козни бешеного топора воспринимаются как рядовой сказочный элемент.

Но вообще мне пришло на ум, что Баум, как человек талантливый, сумел сватовство Дровосека обыграть с максимальной отдачей: в первой книге — романтически-сентиментально, а в сиквеле — через стёб и гротеск.

Сохрани Баум в сиквеле ту же лирическую интонацию, — и получился бы повтор, самоцитирование. А так он выжал из этой истории всё, что можно, и фактически закрыл тему.

В Волковском фандоме сюжет с невестой Дровосека такой финальной точки не имеет. И потому биография невесты превратилась в сплошной цурэновский сонет.

@темы: стругацкие, размышление, продолжательство, мелочи из сказок, книги, изумрудное, эсмерология

12:01 

Изумрудный город на ФБ-2014

Приятное впечатление произвела на меня визитка команды Изумрудного города на ФБ-2014:



Понравилась компактность изложения и графическое оформление. Аккуратно, обстоятельно и с лёгким юмором представлены все основные каноны.
Огорчило, правда, что в пассаже, посвящённом Бауму, слишком настойчиво подчёркивается коммерческая направленность его творчества. Жаль также, что про Волковскую гексалогию сказано очень сжато, буквально вскользь.
Но в целом всё очень симпатично.

@темы: изумрудное

03:04 

Этимология доллара

Сегодня я с удивлением узнал, что, оказывается, слово доллар родственно словам дол, долина. Ну, то, что доллар происходит от европейского талера, я знал и раньше. Но только сейчас впервые вычитал, что талер — на самом деле сокращённое название. Изначально он назывался йоахимсталер, поскольку чеканили его в городе Йоахимсталь, он же Санкт-Йоахимсталь, что переводится буквально как Долина Святого Иоакима. Компонент таль (Thal) в этом названии — собственно и значит долина, дол.

@темы: слова

14:10 

Институт ВИНИТИ

Всё же любопытным местом был когда-то мой институт. То выясняется, что там Аркадий Стругацкий работал в незапамятные времена. Сегодня оказывается, что там же работала дочь художника Н.Э.Радлова, первого иллюстратора «Волшебника Изумрудного города».

@темы: изумрудное, констатация фактов, стругацкие

17:30 

04.07.2014 в 17:08
Пишет Лиза Грелль:

04.07.2014 в 12:29
Пишет Маленький товарищ Микки-Маузер:


4 июля 1862 года преподаватель Оксфордского университета Чарльз Лютвидж Доджсон начал рассказывать 10-летней дочери декана колледжа Крайст-Черч Алисе Плэзнз Лидделл историю о девочке, погнавшейся за Белым кроликом.
В этот же день через 3 года была опубликована книга "Алиса в Стране чудес".

С днем рождения.

И для сравнения: фотография девочки Алисы, сделанная Льюисом Кэрролом летом 1858 года, и взрослой Алисы от неизвестного фотографа.



URL записи

URL записи

00:19 

03.07.2014 в 15:20
Пишет loony_spectre:

На удивление серьезная статья, учитывая сайт
tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/UsefulNotes/Suic...

Несмотря на то, что многие произведения пытаются убедить вас в обратном, самоубийство - это невероятно чувствительная тема даже для подростков; главная проблема - отделить тех, у кого суицидальные мысли вызваны гормональными проблемами или подростковым ангстом, от тех, кто по-настоящему страдает. Это может быть сложно, потому что очень многие практически не знают психологии, а признаки суицидальности намного более разнообразны и обладают куда большим количеством нюансов, чем нам показывают в кино и новостях. Неправильный взгляд на проблему, прежде всего - в Голливуде, приводит ко многим смертям, которые можно было бы предотвратить, если бы были приняты нужные меры. Впрочем, эта страница - не руководство по диагностированию потенциальных самоубийц: мы лишь опровергнем некоторые мифы о самоубийстве, а также прольем определенный свет на причины их совершения.

Стоит отметить, что одна из главных причин самоубийства - депрессия; именно поэтому мы рассмотрим также симптомы депрессии. Если депрессию не лечить, то человек может задуматься о самоубийстве просто потому, что посчитает, что всем все равно наплевать и никто его не будет отговаривать.

читать дальше

Распространенные мифы о самоубийстве.

Стоит отметить, что иногда это - преувеличенные реальные симптомы, отчасти совпадающие с симптомами депрессии.

читать дальше

URL записи

14:31 

Очередное книгоиздательское «чудо»

Встретилась мне тут на одном из книжных лотков красивая книга с удивительным названием: «Новые приключения Карика и Вали». Автор — Ян Ларри. На обложке анонс — книга является продолжением «Необыкновенных приключений Карика и Вали».

Я вначале удивился: это что такое? Неужто в архивах Яна Ларри нашли неизвестный ранее манускрипт-сиквел? (Вспомнилась история с недавно обнаруженной сказкой Андерсена.) Или может у меня в голове спутались все даты, а Ян Ларри жив по сей день и продолжает литературную деятельность, подобно фантасту Исаю Давыдову, выпустившему почти через полвека два продолжения своей нетленки? Или может это не тот Ян Ларри, а его сын или внук, решивший дать новую жизнь героям своего знаменитого предка? Таких примеров в литературе немало: Игорь Носов, Валентин Постников, Наталья Лагина... В давние времена был ещё Поль Феваль-сын...

Всё однако оказалось проще и прозаичней. Ибо книга с удивительным названием начиналась сразу с 11-й главы. Видимо издатели решили, не мудрствуя лукаво, одно произведение продать дважды, порезав его произвольным образом на два куска.

Такая тенденция тоже нынче в моде, достаточно вспомнить фильмы по заключительной книге о Гарри Поттере, по «Обитаемому острову» Стругацких, 2-ю и 3-ю части «Артура и минипутов». Однако во всех этих примерах разделение хоть как-то художественно мотивировалось, обе части имели хотя бы видимость отдельных произведений, в каждом из которых была своя фабула, интрига, развязка... А так чтобы взять уже готовую книгу и, не спросив автора, раскромсать её по живому на куски — такого мне до сих пор ещё не встречалось...

@темы: стругацкие, продолжательство, книги, кино, дегенерация, гарри поттер, цинизм

05:16 

21.06.2014 в 23:58
Пишет -Талестра-:

37.
Ведьма над зельем склонилась и ждёт,
Что же покажет отвар?
Знает, что век её близок к концу,
Но кто нанесёт ей удар?

Светится, булькает зелье в котле,
Не разглядеть ничего.
Но ведьма стара и очень мудра,
Уж пару минут подождет.

Плавает в мутной кипящей воде
Лапка лягушки, перо,
Болотная тина, чернильный орех,
И, наконец, - вот оно!

Жадно вгляделась в показанный сон,
Ищет ответ на вопрос...
Там, за горами, далеко-далеко,
Девочка и её пёс.

_____
Ведьма.

URL записи

04:23 

«Огненный бог Марранов» и периодизация

Поскольку книга эта перечитана в бессчётный уже раз, каких-то новых подробностей я в ней не выявил. Но зато, пожалуй, впервые мне показался эффектным и сильным финал, который прежде я считал провальным.

Мне наконец стал понятен тот отчаянный азарт игроков, когда невозможно остановиться в полушаге от победы, и игра кажется важнее всего на свете, и появление врагов в этот самый момент делает его только драматичнее, а не выставляет игроков глупцами-бездельниками, праздно расслабляющимися в военное время.

Кроме того, я только сейчас в полной мере представил, что же чувствовал Урфин, когда к нему обернулись тысячи взоров, сначала вопрошающих, через мгновение яростных, ненавидящих, ибо морок, владевший ими, рассеялся разом и навсегда... И когда всесильный секунду назад «огненный бог» — бежал, мчался сломя голову, падая и поднимаясь, не помня себя от ужаса и позора... По сравнению с этим бегством, панические метания Руфа Билана во тьме подземного лабиринта из СПК — просто детская прогулка на лужайке с цветочками...

...А ещё у меня совместились наконец в голове ранее известные, но разрозненные факты насчёт периодизации действия в Волковских сказках. И получилось, что разброс в 17 лет можно сократить всего-навсего до 3-летнего промежутка.

А именно, в ТЗЗ-1971, по словам самого Волкова, на Земле ещё нет летательных машин тяжелее воздуха, но уже существует книга «Робур-завоеватель» Жюля Верна, в которой эти машины предсказаны. Таким образом, время действия ТЗЗ по задумке Волкова находится между 1886 г. (публикация «Робура») и 1903 г. (появление первого самолёта). А с другой стороны, в ОБМ Тим привозит из Канзаса волейбольный мяч. Волейбол был изобретён в 1895 году, название своё получил годом позже, в 1896-м. Первые правила волейбола появились в 1895–1897 гг., волейбольный мяч разработан в 1896–1900 гг.

Соответственно, время действия ОБМ приходится самое раннее на 1897–1900 годы. Учитывая, что между ОБМ и ТЗЗ по сюжету проходит 3 года, — картина замыкается.

Отсюда получаем:
ТЗЗ — 1900–1903 г.
ЖТ — 1898–1901 г.
ОБМ — 1897–1900 г.
СПК — 1889–1892 г.
УДиеДС — 1888–1891 г.
ВИГ — 1887–1890 г.
Допустимые отклонения — плюс-минус 1–2 года из-за разночтений в текстах самого Волкова.

@темы: впечатления, изумрудное, книги, статистика, эсмерология

10:51 

«День рождения Алисы» — книга и мультфильм

Эту книгу я прочёл с ощущением «надо же! незнакомый ранний Булычёв, да ещё про Алису! как же мне эта вещь раньше не попалась?»

И только в самом конце возникло смутное чувство узнавания: «а я ведь помню сцену опрыскивания космонавтов на космодроме, и добрую старушку припоминаю, и букет цветов от Громозеки в начале повести». Значит всё-таки повесть эту я когда-то читал... но ухитрился забыть почти полностью.

Вещица действительно приятная, всё же ранний Булычёв от позднего отличается кардинально.

После книги я посмотрел мультфильм, и на сей раз, в отличие от «Тайны третьей планеты», разочарования при просмотре не возникло. В самом деле, сокращений в мультике почти не оказалось, наоборот добавились новые эпизоды, которых в книге не было, и — редкий случай — добавления эти оказались удачны, ощущения инородности их в сюжете не возникло.

Некоторые моменты правда, хоть и не подверглись сокращению, но были изменены по сравнению с книгой. Удачной мне показалась находка с белыми бабочками, и с тем, что современная археологическая экспедиция тоже оказалась под угрозой чумы. В целом же мультфильм следовал книжному сюжету довольно точно.

Капитанша индейского вида мне не приглянулась. Но у неё был тот бонус, что её озвучила сама Наталья Гусева — главная «Алиса» советского экрана. Хотя для визуального образа капитанши я бы выбрал другой типаж — девушку светловолосую и не такую стервозную.

Начало мультфильма мне тоже сперва не понравилось: вульгарные школьники, злыдня-учительница, безликая рисовка персонажей в современном мультяшном стиле, оранжево-кислотные пейзажи. Сразу чувствовалось, что снят мультик уже в новое время (2009 год).

Если в «Тайне третьей планеты» сценаристы стремились изобразить людей идеального будущего — прекраснодушных до наивности, беззлобных, дружелюбных, — то в «Дне рождения» взяла верх другая концепция: пусть герои выглядят по-современному, став таким образом понятнее нынешним детям. Пусть сегодняшние школьники узнАют в них себя. Отсюда в образах появился цинизм, грубоватые шутки, чёрный юмор.

Казалось, каждому персонажу сценаристы постарались добавить хоть какой-нибудь изъян: профессор Селезнёв одержим своими зверями едва ли не до безумия, Алиса — трудный подросток, училка — злобная мымра, археолог Рррр — агрессивный сноб, капитанша — самодурка и стерва, а доктор — скрытый садист.

Впрочем, Алисе, как ни странно, новый образ подошёл даже лучше того, что был в «Третьей планете». В «Дне» Алиса — девочка сдержанная, немного одинокая, чувствуется, что ни одноклассники, ни родители до конца её не понимают, и ей от этого тяжело. Обаянию Алисы поспособствовала и прекрасная озвучка в исполнении Яси Николаевой.

Внешность Алисы, благодаря короткой стрижке, вообще оказалась каноничнее, чем во всех предыдущих воплощениях. Такая стрижка у неё в текстах самого Булычёва, но на классических рисунках Евгения Мигунова этого не видно, равно как и в «Гостье», «Третьей планете» и особенно в «Ржавом генерале».

Раздражение же, вызванное поначалу образами остальных персонажей, довольно быстро рассеялось.

Хорошо получился Громозека. Он сильнее всех прочих «преемственных» героев похож на самого себя из «Третьей планеты». И озвучка местами трудноотличима от ливановской из того же мультфильма.

Интересным показан мир Колеиды столетней давности: как пишут в отзывах, явный гротеск на Советский Союз то ли 1930-х, то ли 1960-х годов. Правда, здесь сценаристы перестарались с негативом — большинство колеидцев, встреченных Алисой и её спутником, оказались людьми неприятными (демонический пастух, живодёры-охотники на кошек, охранники, полицейские, кондукторы...). Невольно напрашивался вопрос: если вся планета такая гадкая, надо ли её спасать?

Зато большое удовольствие мне доставил шрифт Колеидского языка, так что я поминутно останавливал мультик, чтобы расшифровать ту или иную надпись, вывеску или газетную передовицу. Заметно однако было, что единство шрифта выдержано не везде, на некоторых надписях алфавитный принцип был упрощён.

В общем же, я считаю, и книга, и мультфильм — вполне достойные произведения «Алисианы».

@темы: булычёв, респект, мультфильмы, книги, впечатления, алиса

07:04 

Технический аспект в литературе

Удалось отловить за собой небольшую странность в литературном восприятии. Так, я совершенно не могу читать научно-техническую литературу — статьи, методички, инструкции к бытовой технике и даже рассчитанные на малых детей популярные книжки из категории «Сделай сам». Весь этот жанр мне скучен, непонятен и вызывает глухое отторжение.

Однако в художественной литературе у меня всё наоборот: одни из самых любимых эпизодов — те, где что-то техническое сооружается, создаётся своими руками, и рабочий процесс живописуется во всём своём великолепии.

Например, работа Урфина по созданию деревянной армии — от борьбы с чудодейственными сорняками до воспитания капралов и генерала. Или труд того же Урфина, но уже в ОБМ, где подробно описана постройка дворца для «огненного бога».

В «Незнайке» такими моментами являются сооружение коротышками воздушного шара под Знайкиным руководством, а в более поздних главах — сбор урожая в Зелёном городе посредством механизации, т.е. с использованием тросов, пил, автомобилей...

Такие главы я всегда перечитываю с огромным удовольствием.

@темы: техническое, незнайка, книги, интроспекция, изумрудное

05:41 

10.06.2014 в 12:08
Пишет ЛюбительБелок:

Можно любоваться бесконечно!

изображение

URL записи

02:01 

«История любви Полосатого Кота и Сеньориты Ласточки», Жоржи Амаду

Сказка симпатичная, хотя и примечательна не столько сюжетом (он очень прост), сколько стилистикой и настроением. По стилю как раз напоминает смесь Андерсена, Маркеса и Софьи Прокофьевой. И чуть-чуть Родари. Жаль только, концовка скомканная.

@темы: впечатления, книги, с.прокофьева

20:02 

«Путешествие Алисы» и «Тайна третьей планеты»

Смотреть мультик сразу после книги оказалось неудачной идеей. Сам по себе мультфильм очень неплох, но бросаются в глаза сокращения по сравнению с книжной версией — два капитана вместо трёх, совмещение Зелёного и Полоскова в одном персонаже, отсутствие планеты Шешинеру, единственный клюв у говоруна и прочая утрамбовка.

Из отличий удачными показались имена капитанов — Ким и Буран — хотя и пафосно, в стиле годов аж 60-х, но всё лучше, чем «Первый, Второй, рассчитайсь». Другой маленький плюс — расширение роли звездолётчика Бауэра, который в книге упоминался лишь вскользь один раз, притом что на самом деле он связующий персонаж с другими книгами Булычёва.

Сам мультик я когда-то раньше уже видел, но явно неполностью и очень-очень давно. По крайней мере образы Весельчака У и Верховцева показались очень знакомыми. А вот индикатора я себе представлял по-другому — шарик на ножках, а не параллелепипед.

Книгу я тоже раньше читал, первый раз в 9 лет, и запомнилась она гораздо лучше, хотя тоже давным-давно не перечитывалась. Отчётливо помнилась алмазная черепашка, зеркальные цветы, склисс, планета роботов Шелезяка, прыжок Второго капитана, истребление говорунов, ошибка профессора на зверином рынке, где он чуть было не купил продавца. Смутно вспомнился эпизод с птицей Крок, шапка-невидимка, пропажа головастов, хищные кустики. Совсем забылась вводная история про золотые слитки, миражи второй планеты, «Синяя чайка», жена Первого капитана, охотившаяся на живую туманность.

Сейчас, при перечитывании, книга сохранила долю прежнего обаяния. Сюжет показался простеньким, наивным, но увлекательным, по крайней мере понукать себя, преодолевая зевоту пополам с антипатией, как при чтении «Убежища», мне не приходилось. Биологические рассуждения профессора Селезнёва, которые я в детстве принимал за чистую монету, сейчас показались явственным стёбом Булычёва над коллегами-учёными.

Тем не менее, по оставшимся с детства воспоминаниям, книга была гораздо ярче. То был настоящий детектив, страшный, загадочный и драматический. Кто и зачем погубил говорунов? Кто наслал эпидемию на планету роботов? Что случилось со Вторым капитаном? Удастся ли его найти, выручить? В детстве все эти вопросы волновали всерьёз, загадки были пищей для ума (в ту пору явно скудного), совпадения казались великой удачей героев, а не типичными роялями в кустах. Ныне же все тайны оказались, увы, предсказуемы, да и волноваться всерьёз за персонажей детской книжки уже не получается.

Любопытно, что знаменитая фраза — «птица говорун отличается умом и сообразительностью» — в книге ни разу не упоминается, источником её оказался мультфильм (в тексте же, напротив, Селезнёв подчёркивает, что говорун не очень умная птица, впрочем сам текст свидетельствует, что не очень умён скорее сам Селезнёв). Также мне ни разу не встретилось — ни в тексте, ни в мультике — определение «лже-Верховцев», почему-то прочно засевшее в голове.

Алиса в мультфильме показана скорее простушкой наивно-восторженного склада. В книге её образ сложнее: там Алиса — ребёнок с характером, девочка самостоятельная, отличающаяся смекалкой, кроме того настоящий друг и инстинктивный гений коммуникации.

Кстати, книга эта в своё время повлияла на наши с братом детские игры. Звучное словцо «паук-ткач-троглодит» мы использовали в качестве шутливой обзывалки-дразнилки. А планета Шелезяка с поголовно проржавевшим населением и единственным еле живым роботом, до последнего стоящим на посту, настолько меня впечатлила, что в честь этой планеты я назвал свою любимую вымышленную страну (в детстве мне нравилось играть в воображаемые страны). Название я, правда, откорректировал — частью для звучности, частью для конспирации — поэтому страна именовалась странным словом «Жэл». Потом появился воображаемый город Жэлсбург, позже переименованный в Жэлоград. Затем придумалось действующее в этой стране летоисчисление — вместо 1991-го года нашей эры там шёл год 2876-й. В общем, игра затянулась надолго, и даже, помню, в школе на уроках я дату в тетрадке писал по своему, двадцать девятым веком, вызывая недоумение учителей.

А недавно для одного из соавторских текстов мне придумался персонаж Синяя Чайка — хоть вроде и независимо от Булычёва, но, вполне возможно, что это подсознание подбросило удачное имя из глубин памяти.

...По поводу книги остаётся добавить ещё, что автор, похоже, сам запутался в личинах доктора Верховцева: в финале, когда уже все маски сорваны, осталось разночтение, кого же всё-таки видели Алиса и её спутники на планете имени Трёх Капитанов — настоящего Верховцева или его двойника.

В целом, мультфильм показался гуманнее книги. В нём нет издевательств над Третьим Капитаном, и намёк на возможную гибель Весельчака У не столь однозначный.

@темы: алиса, булычёв, воспоминания, впечатления, книги, мультфильмы, респект

записки Чугунного Дровосека

главная