• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:44 

«Через три-четыре столетия...»

Знаменитый диалог на бастионе Сен-Жерве в финале отечественных «Трёх мушкетёров» казался мне в детстве непонятным:

— Так что? Значит, больше мы никогда не встретимся вместе?
— Встретимся, друзья мои, обязательно встретимся!
— Когда же?
— Двадцать лет спустя.
— А может быть, десять?
— Или через три-четыре столетия!


И только во взрослом возрасте до меня наконец дошло, что здесь отсылка идёт не только к последующим книгам Дюма, но и к самим актёрам, которых на съёмочной площадке сплотила настоящая дружба. Атос своей фразой прозрачно намекает на своего рода душевное родство между персонажами Дюма и воплотившей их четвёркой актёров.

@темы: кино, книги, хроники жирафа, дюма

21:48 

Вернуть Санкт-Петербургу имя Ленинград

31.08.2016 в 21:36
Пишет Александр Китаев:

Инициировать референдум о возвращении Санкт-Петербургу названия Ленинград
"6 сентября 2016 года исполняется 25 лет со дня, когда славное имя города Ленинграда исчезло с лица планеты. Переименование, инициированное мэром Анатолием Собчаком, совершилось на волне отрицания советского периода в истории России. Мы считаем, что настала пора пересмотреть это решение, принятое в разгар либеральных реформ, обернувшихся немалыми бедствиями для страны в «лихие 90-е». Пусть новый городской референдум определит, достоин ли Город на Неве вернуть себе имя, под которым он навечно вошёл в число городов-героев и в мировую историю." (с)
www.change.org/p/%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80...

URL записи

@темы: ленин, коммунизм, политика, перепост

11:42 

Постановка «На дне» театра ТеНер

В воскресенье мы с фрау Рэтхен посмотрели ТеНеровский спектакль «На дне».

О Луке...

О других персонажах...

О позиции Сатина...

О музыке...

Об актуальности...

@темы: респект, реал, размышление, мелодии, книги, дюма, впечатления, тенер

20:11 

Послевыборное

В противовес выборам 2011 года, теперь уже партия власти заметно упрочила свои позиции, а катастрофический результат достался либеральным и правым партиям.

Мой прогноз особенно сильно разошёлся с действительностью по двум моментам: «Яблоко», которое я оценивал на грани прохождения в думу (4–6%), не набрало даже 2%, а «ЕдРо» получило по партспискам 54% (вместо предсказанных мной 45–48%).

Среди оппозиции сейчас популярны два вывода: 1) власть на этих выборах окончательно оторвалась от народа, т.е. власть и народ отныне живут как бы в параллельных вселенных; 2) сторонников европейского выбора, свободы, прав человека итд в народе почти не осталось, они вчистую проиграли мракобесам и поклонникам жёсткой руки.

У меня однако выводы получились иные:

читать дальше

И ещё несколько впечатлений по итогам выборов:

читать дальше

@темы: размышление, политика, впечатления, аналитика

15:45 

Выборное

Похоже я был неправ насчёт относительно честных выборов. Заглядываю в твиттер, там сплошь сообщения о вбросах, карусельщиках, голосующих строем солдатах, автобусах с иногородними, мухлеже с открепительными, подкупе избирателей, в том числе в Москве, Питере, Новосибирске и далее везде.

Правда, масштаб нарушений пока не ясен.

@темы: дегенерация, констатация фактов, политика

03:01 

Предвыборное

В преддверии грядущих в воскресенье думских выборов напишу о своих впечатлениях.

1. Мне нравится оживление политической жизни. Давно такого не было: на каждом шагу плакаты, листовки, кубы, встречи кандидатов с избирателями, причём кандидаты действительно разные, и какие-то живые )) Сегодня я совершенно случайно наткнулся на юного кандидата от КПРФ, общавшегося с прохожими у метро Сокол. Голосовать я за него не стал бы, но посмотреть на диалог было приятно.

2. Прогноз мой по выборам однако неутешительный. Когда на волне протестов 2011 года Медведев объявил политреформу, оппозиция искренне радовалась возвращению одномандатников: мол, шаг к свободе, теперь дума будет будет избираться не только по партийным спискам, но и по одномандатным округам. Я этой радости не разделял. Мне было совершенно ясно, что в одномандатных округах сплошь и рядом победит «Единая Россия».

Сейчас, думаю, результат окажется таким: по партспискам ЕдРо наберёт 45–48%, а по одномандатным округам — порядка 90%, и в сумме получит конституционное большинство, т.е. свыше 300 депутатских мест в 450-местной думе.

3. В целом расклад мне видится следующий:

Единая Россия — ~45–48% по спискам + 200–210 одномандатников.
КПРФ — ~15–18% по спискам + 5–10 одномандатников.
ЛДПР — ~12–14% по спискам + 3–5 одномандатников.
Справедливая Россия — 7–9% по спискам + 5–7 одномандатников.
Яблоко — 4–6% по спискам (на грани прохождения барьера) + 5–6 одномандатников.
Коммунисты России — 3–4% по спискам + максимум 1–2 одномандатника.
Родина — 2–4% по спискам + 2–3 одномандатника.
ПАРНАС — 1–2% по спискам + 2–3 одномандатника.
Остальные — не более 2% по каждой партии.

Впрочем, мои прогнозы редко сбываются.

4. Сам я, ввиду отсутствия в политическом спектре по-настоящему левой партии, проголосую за «Яблоко», а по одномандатному округу — за Костю Янкаускаса. Правда, по опросам, шансов у Янкаускаса нет, зато он был единственным, кто откликнулся, когда я писал во все инстанции просьбу вернуть маршрутки.

5. Значимых фальсификаций на выборах (по крайней мере в крупных городах) я не жду, равно как и масштабных протестов после выборов по аналогии с 2011–2012 годом. По-моему сейчас взята установка на относительно честное голосование. Оппозиция почти везде допущена к участию, агитирует свободно, чёрного пиара мало. Хотя ЕдРо, конечно, доминирует в информационном пространстве за счёт админресурса, но этот вид мухлежа уже кажется почти безобидным на фоне того, что было раньше.

6. Логика участия в выборах для меня та же, что была в 2012 году: я понимаю, что голосованием не удастся сменить правящий режим, однако чем больше голосов получит оппозиция, тем меньше безобразий позволит себе власть.

7. «Единая Россия», Путин, Собянин и вся ныне действующая «вертикаль» по-прежнему для меня категорически неприемлемы. Вместе с тем, не могу не отметить, что возрождение политической конкуренции благотворно повлияло и на партию власти: во многих округах «ЕдРо» постаралось выдвинуть действительно популярных, вменяемых кандидатов — нормальных людей, а не только типичных бюрократов-зомби, как было на протяжении всех предыдущих 17-ти путинских лет.

8. Напоследок с сожалением добавлю, что стопроцентно «моей» партии, т.е. ориентированной на «коммунизм по Стругацким» ( = без Сталина, ксенофобии, всеобщего огосударствления и т.д.) — по-прежнему не появилось.

@темы: стругацкие, политика, коммунизм, впечатления, аналитика

03:13 

Сентябрь

В прошлом году я был несправедлив к сентябрю. После первых дней мрака и слякоти погода установилась роскошная, я успел и на велосипеде покататься, и книжки на природе почитать.

А в этом году сентябрь пока средненький: не слишком вроде дождливый, но холодный.

@темы: впечатления

14:04 

13.09.2016 в 11:17
Пишет Ramine, Reine des souris:

По поводу этой картинки...


Нет-нет, люди и нелюди, тут не будет ничего антиклерикального или анти-теистического; не тот случай.

Я лишь хочу обратить внимание вот на что: нарисовавший эту картинку (как впрочем и, вероятно, все те, кто ей восхищаются), судя по всему, свое детство провел в детдоме. И никогда не имел своей собственной ЛЮБИМОЙ игрушки. Ни одной.
Иначе бы знал: если что-то тебе очень дорого, его размер (как и многое прочее) не имеет значения.
И если ты кого-то любишь (а для нарисованной девочки маленький мишка безусловно "кто", а не "что" ) - не откажешься ни за какие посулы.

Мне искреннее жаль - и автора рисунка, и тех, кто им любуется, не замечая очевидного.

URL записи

14:03 

13.09.2016 в 06:25
Пишет Сестра Карлотта:

Новелла Николаевна
Девять дней.
Вот странность: столько поэтически ориентированных дам рядом в виртуале, и ни одна не помянула. Видно, заняты все.
Значит, самой придётся. Хоть мне она почти что никто: несколько строчек стихов.

Подборка в журнале в школьные времена - лёгкий сбивающийся говорок строчек. На одном дыхании: ...развесёлые цыгане по Молдавии гуляли и в одном селе богатом ворона коня украли. А ещё они украли молодую молдаванку, посадили на полянку, воспитали как цыганку...

Нелепый детский голос с пластинки на первом курсе: ...светятся в листьях розовые прожилки, словно в бессонных и утомлённых глазах, летнюю книгу эти глаза читали, мелкого шрифта вынести не смогли...

Всё совершенно естественно.
Почему бы не жить человеку. Почему бы не зваться ненормальным именем Новелла и не носить банальную фамилию Матвеева. Почему бы не сочинять стихи. Почему бы не бренчать на гитаре и не петь.
Я никогда ей особенно не интересовалась, но всегда уважала: она точно была из тех, кто знает слова и смыслы. Кто умеет ими колдовать.
Просто спокойно было знать, что она есть.
Спокойно знать, что её больше нет.

Подборку открываю, чтобы что-нибудь полностью процитировать... а там столько... вот прямо очень уместного. Вообще-то - всё. С любой строчки. В любой момент, когда нужно.
Всегда.

Пусть так будет, допустим:

Маугли
В странах холодных
Встретил слонов накомодных
И состраданьем проникся
К этим созданьям из гипса.

— Что это с вами, с моими слонами?—
Маугли крикнул в печали...
— Дай нам дорогу, не стой перед нами,—
Хором слоны отвечали.

Маугли
В странах холодных
Встретил слонов накомодных
И состраданьем проникся
К этим созданьям из гипса.

— Что это с вами, с моими слонами?—
Маугли крикнул в печали...
Хором подумав: «Ой, что это с нами?»,
Хором слоны промолчали.
1961


Нове́лла Никола́евна Матве́ева (7 октября 1934 — 4 сентября 2016)

URL записи

03:54 

11.09.2016 в 03:43
Пишет Alma Mahler:

ПРОСИМ ПОВСЕМЕСТНОГО РЕПОСТА!!!!


URL записи

@темы: тенер

12:09 

06.09.2016 в 07:17
Пишет Волчица Юлия:

Поделились со мной прекрасным.
На тему "Гаечки" :lol:

Пишет Маккуро Куроске:
05.09.2016 в 21:11


Так, просто к слову пришлось ;) .



URL комментария

URL записи

17:55 

30.08.2016 в 17:32
Пишет Долли Обломская:

Взялась перечитывать и тут же подумала:



URL записи

11:32 

«Зависть», Юрий Олеша

Роман «Зависть» показался мне странным в своей неоднородности. Начал автор за здравие, а закончил как будто пшиком.

В первой части развёрнуты роскошные декорации, появляются интригующие образы: бедствующий молодой интеллигент Николай Кавалеров, не сумевший вписаться в новый пост-революционный мир; его непрошенный и ненавистный благодетель Андрей Бабичев (которого критика окрестила Четвёртым Толстяком, пришедшим на смену свергнутым Трём); загадочный брат Бабичева, Иван, движимый полумистическими идеями. Юная Валечка, глуповатый красавец-футболист Володя Макаров... Загадочные отношения всех этих людей, терзающие Кавалерова своей непостижимостью. И наконец непростительное оскорбление, которое Кавалеров наносит своему спасителю, а затем — изгнание, не то из рая, не то из ада...

А следом идёт невразумительная вторая часть. Сменяется лицо повествования: сначала рассказ вёлся от имени Кавалерова, теперь же автор словно глядит на него со стороны. Причины смены ракурса не поясняются.

Полнее раскрывается образ Ивана с его нетривиальной теорией «заговора чувств». Действие колеблется между реальностью и фантастическими видениями, и в фантастической части является некая всесильная одушевлённая машина-разрушительница по имени Офелия. Прямых параллелей нет, но мне эта Офелия представилась неким гибридом куклы наследника Тутти и обратившегося в чудище учёного Туба.

Противостояние братьев Ивана и Андрея вызывает в памяти отдалённые библейские ассоциации.

Внешний облик Андрея Бабичева перекликается не только с образом Толстяков из Олешиной сказки, но одновременно и со свергнувшим их Просперо, и с ничтожным силачом Лапитупом.

Блистательные метафоры рассыпаны по тексту столь же щедро, как и в «Трёх толстяках»: «С Тверской я свернул в переулок. Мне надо было на Никитскую. Раннее утро. Переулок суставчат. Я тягостным ревматизмом двигаюсь из сустава в сустав. Меня не любят вещи. Переулок болеет мною.»

Краткие рубленые фразы тоже исполнены в лучших традициях Олеши.

Финал однако разочаровывает. Кавалеров напивается до скотского состояния, избивает свою сожительницу, переживает нервную горячку и, наконец, не в силах вынырнуть из грязи, погружается в трясину полной беспросветности и унижения.

Сам Олеша считал, что созданный им роман — на века. У меня же возникло ощущение, что «Зависть» в значительной мере встроена в контекст конкретной исторической эпохи. Противостояние старого и нового мира, отражённое в романе, актуально лишь на стыке этих миров, то есть в первые лет 10 после победившей революции. Когда ощущение «зари нового мира», разлитое по всей стране, ещё не утратило новизны, ещё не схлынул энтузиазм «строителей будущего», а старый мир ещё жив в памяти даже достаточно молодых людей.

Думаю, уже в 1930-е – 40-е годы проблематика романа во многом превратилась в абстракцию, оторванную от реальной жизни и ценную скорее как памятник недолгой, но яркой эпохи.

@темы: впечатления, книги, три толстяка

11:30 

«Портфель капитана Румба», Владислав Крапивин

Хорошая книга, с очень сказочной атмосферой. Но её конечно лучше было бы читать на бумаге, а не слушать вполуха в аудиоформате.

Дик-Гвоздик, папаша Юферс, шкипер Джордж, Тонга Меа-Маа, король Катикали Четвёртый — масса колоритных персонажей, сходу вызывающих симпатию. «Милый Дюк», «Фигурелла» и Нуканука — звучные, запоминающиеся названия. Словечки нуканукского языка вообще сплошной анекдот.

Злодей на всю книгу один — сыщик Шпицназе по прозвищу Нус-Прошус. Правда, мне показалось, что автор этим образом намекает на явление, не слишком уместное в детской сказке.

История с кладом капитана Румба — своего рода переложение «Острова сокровищ» на более современный и весёлый манер.

Порадовало мимолётное появление клипера «Кречет» и чуть ли не гнома Гоши из другой Крапивинской повести.

Немного странной показалась мне смена жанра посреди книги: две трети текста выдержаны в более-менее реалистических тонах, потом внезапно добавляется фэнтезийный элемент: джинн, исполняющий желания; корабельные гномы, и т.д.

Главные герои (что, по-моему, для Крапивина нехарактерно) иностранцы; само действие начинается в Голландии и в целом идёт за пределами России. Тем не менее, отсылки к российским и особенно к одесским реалиям так многочисленны, что это довольно быстро надоедает.

В финале автор использует нелюбимый мной ход: благородный отказ героя от чудесных возможностей, исполнения желаний и т.п. Иногда такие отказы хорошо мотивированы (например, в «Гарри Поттере»), иногда кажутся спорными (см. сожжение Урфином живительных сорняков), иной раз вообще смотрятся крайне глупо (как в последнем фильме Хилькевича о мушкетёрах), — но у меня они в любом случае вызывают досаду.

В целом же книга получилась добрая и, в отличие от поздних Крапивинских вещей, не жестокая.

@темы: гарри поттер, впечатления, дюма, изумрудное, книги, крапивин, респект

09:25 

25.08.2016 в 09:21
Пишет Жираф озера Чад:

Веселые картинки
Из старенького - так появились динозавры)))

image host

<...>
URL записи

@темы: картинки, чужое

20:14 

Актёры — лидеры фильмографии

Взбрело мне в голову проверить, каких актёров я видел в наибольшем числе фильмов.
Проверка фильмографий по википедии дала результат такой:

пьер ришар 24
изабель аджани 21
микеле плачидо 17
борислав брондуков 16
георгий вицин 16
георгий милляр 16
джонни депп 15
евгений евстигнеев 15
леонид куравлёв 15
евгений весник 14
юрий никулин 14
игорь ясулович 14
михаил боярский 13
уорик дэвис 13
рина зелёная 13
владимир басов 12
робер дальбан 12
лев дуров 12
луи де фюнес 12
александр абдулов 11
ролан быков 11
николай караченцов 11
савелий крамаров 11
евгений леонов 11
кристофер ли 11
дэниел рэдклифф 11
олег табаков 11
николь кидман 10
наталья крачковская 10
алан рикман 10
жан рошфор 10
валентина талызина 10
семён фарада 10

P.S.1: В список включены актёры, с участием которых я видел 10 и более фильмов; таких набралось 33 человека.

P.S.2: Телесериалы и короткометражки засчитывались; озвучание — нет.

P.S.3: Часть актёров имеет высокие показатели за счёт фильмов-с-продолжениями, каждая часть которых считалась как отдельный фильм («Гарри Поттер», «Звёздные войны», «Фантомас» и т.д.).

P.S.4: Любопытно, что на высоких позициях оказалось довольно много советских актёров, хотя я уже много лет наше кино почти не смотрю.

P.S.5: Данные, конечно, неполные. Возможно я кого-то забыл или какие-то фильмы не учёл. Особенно это касается детских лет: кино я смотрел часто, но никакой статистики тогда не вёл, названиями фильмов не интересовался, а актёров отождествлял с персонажами.

@темы: википедия, гарри поттер, звёздные войны, кино, статистика

16:10 

Герои Ехо

Наиболее могущественные персонажи из мира Ехо Макса Фрая:

сэр Махи Аинти
сэр Маба Калох
король Мёнин
леди Сотофа Ханемер
сэр Джуффин Халли
сэр Лойсо Пондохва
сэр Макс
сэр Нуфлин Мони Мах

Притом леди Сотофа единственная из всех перечисленных вызывает у меня почему-то стойкую неприязнь. Остальные в той или иной мере симпатичны, хотя «белых и пушистых» среди них однозначно нет.

@темы: макс фрай, книги, статистика

15:11 

Исчезновение маршруток

Очередное новшество от московской мэрии: исчезли маршрутки, на которых я добирался до метро. 224-я, 246-я, 163-я, судя по всему, сняты полностью. Теперь приходится дожидаться только рейсовых автобусов.

В центре, как я слышал, и на более оживлённых магистралях, прежние маршрутки заменили новыми, синими. А про нашу улицу Обручева видимо какое-то чиновное свиномордие решило, что люди и так обойдутся.

Как и в случае со сносом киосков, в нынешней «реформе» прослеживаются те же черты:

1. Работающий и востребованный механизм уничтожается на корню. Взамен предлагается некая хрень, сомнительного качества.

2. Пространство частной инициативы сужается. Всё новые и новые «артерии» городского жизнеобеспечения ставятся под контроль мэрии, либо близких к ней людей.

3. Мнение несогласных не учитывается. Даётся понять, что споры и протесты заведомо бесперспективны: решение принято и обжалованию не подлежит.

4. Самодурство чиновников и их корыстные интересы камуфлируются под заботу о благе горожан.

5. Из всего богатого и действительно разностороннего советского опыта воскрешаются худшие черты, которые я именую «совком».

Много всего было в Советском Союзе, и хорошего, и плохого. Казалось бы, возрождать имеет смысл, например, бесплатные кружки детского творчества во дворцах пионеров, престиж науки, поголовную грамотность, принципы всеобщего равенства, уважения к труду и т.п.

Однако ориентиры выбраны другие, и теперь, волею мэрии, искусственно создаётся ситуация, когда нельзя на ходу, по пути, без очередей купить бутылку воды, слойку, журнал или, скажем, батарейку для фонаря. Когда приходится загорать на остановке в ожидании автобуса — медленного и неповоротливого. Когда заведомо уничтожается всякая альтернатива и инициатива, и остаётся только полагаться на добрую волю новоявленных монополистов: захочет его величество Мосгортранс добавить автобусов на наш маршрут, значит, тогда заживём. А нет так нет.

В условиях нормальной рыночной экономики чиновничий произвол быстро привёл бы к коллапсу. Однако Москва — огромный денежный мешок, находящийся под контролем у бюрократов, и потому может сколь угодно долго пренебрегать законами экономики, конкуренции и т.д. Ладно бы ещё мэрия предложила такой чудо-автобус, быстрый, недорогой и удобный настолько, что люди сами предпочли бы его маршруткам. Маршрутки бы разорились и сами сошли с дистанции.

Но этого нет. В честной борьбе чиновник победить не способен, и потому просто навязывает свой товар силой. В расчёте, что «пипл схавает» (c). И расчёт этот, увы, работает.

Напоследок уточню одну вещь. Я не принадлежу к числу вечно всем недовольных людей из разряда «Баба-Яга против». И не считаю, что вообще все затеянные мэрией начинания плохи. Меня, к примеру, совсем не огорчает оформление московских улиц странными статУями, абажурами и инсталляциями, включая даже зелёную кикимору на Пушкинской площади, которая вызвала столь отчаянный вопль в интернете, что её мигом убрали подальше.

Но меня всерьёз удручает сама тенденция, когда дорвавшийся до власти не то оригинал, не то просто дурак способен навязать свою волю целому городу. При этом привычная мне (и не только мне) «среда обитания» планомерно разрушается, а щупальца властей предержащих с каждым месяцем тянутся всё дальше и дальше.

Я, конечно, верю, что на всякого Спрута найдётся свой Комиссар Каттани. Но боюсь, что в нашем случае ждать придётся долго.

@темы: дегенерация, жутко-паффосный-пост, политика, размышление, спрут

18:15 

Фил Вечеровский

Оказывается, прототип Фила Вечеровского из повести «За миллиард лет до конца света» братьев Стругацких (1974/1977) жив и здравствует до сих пор. Как пишет википедия, прототипом Вечеровского является известный математик Юрий Манин, один из авторов идеи квантового компьютера.

Впрочем, где-то проскальзывала информация, что у Манина Стругацкие «заимствовали» характер и некоторые фразы, а внешностью своей Вечеровский обязан другому человеку.

Кстати по поводу внешности... За 11 лет, прошедшие с первого прочтения ЗМЛДКС, я многие детали подзабыл, и почему-то Вечеровский представлялся мне лощёным красавцем. Таким эстетом-интеллигентом благородно-утончённого облика, чьё изящество внезапно контрастирует с сильным характером и несгибаемой волей.

Помню даже, когда в печати появилась переписка Бориса Стругацкого с Ходорковским «о судьбах России», у меня возникла дурацкая мысль: уж не попал ли БНС на старости лет в ловушку им самим же созданного образа, углядев параллель между доблестным Вечеровским и опальным олигархом, благо оба гонимы сильными мира сего, оба внешне благообразны, да и фамилии созвучны.

Теперь же, перечитав ЗМЛДКС, я с удивлением обнаружил, что Вечеровский весьма далёк от эталонов красоты: «длинное веснушчатое лицо с вислым носом и рыжими бровями, высоко задранными над верхним краем могучей роговой оправы очков», «коровьи ресницы», «рыжие глаза» и т.д. Элегантная одежда, аристократические манеры, но притом отнюдь не Аполлон.

Странно также, что Вечеровский не значится у меня в списке любимых персонажей. Наверное в своё время его образ показался мне слишком трагическим)

@темы: хроники жирафа, стругацкие, политика, книги, впечатления, воспоминания, википедия

02:34 

Мультфильм «Незнайка на Луне»

По-настоящему классный мультик. Я даже не ожидал настолько высокого качества от нашей мультипликации 1990-х годов, когда, как известно, «большой» отечественный кинематограф пребывал в глубоком упадке.

В мультфильме масса мини-приколов, «гэгов» и шуток, которых не было в книге — вроде полёта Незнайки верхом на вентиляторе при первом появлении невесомости или эпизода, где Незнайка своей грозной тенью перепугал злого жука, собиравшегося на него напасть. Или игры слов, когда вывеской соляного промысла Пончика стала музыкальная нота «соль». В книге эти моменты были бы лишними, но в ткань мультфильма вписались идеально, и без них мультик, пожалуй, вышел бы пресным.

Вообще я не сторонник переделки сюжетных линий в экранизациях, но замена Козлика на журналистку Звёздочку мне понравилась. Сразу появилась некая «искра» в гендерном смысле, чего мне не хватало в книге, да и вообще у Носова. Тем более, Звёздочка получилась по-настоящему живая, а не такая безупречно правильная, как Синеглазка или зануда Кнопочка из первых двух сказок. И не настолько страждущая, как Козлик, на которого у Носова постоянно сыпались всякие неприятности. Так что всему своё место: пусть в книге будет Козлик, а в мультике Звёздочка. Любопытно впрочем, что и сам Козлик не был вырезан полностью, а появился в качестве камео в сцене под мостом.

Также забавной мне показалась замена собак на крокодилов. Правда, эта режиссёрская находка — не просто отдельный шуточный элемент, а часть целой системы переделок в сюжете, призванных заменить Носовскую классово-идеологическую основу аполитично-политкорректной темой экологии. Согласно мультфильму, Луна претерпевает экологическую катастрофу: из всех животных смогли выжить только хищные крокодилы, а растения не просто маленькие, как в книге, но вообще отсутствуют. Пища же производится из синтетических суррогатов. И именно с этой бедой земные коротышки должны помочь справиться лунатикам.

Учитывая эпоху выхода мультфильма, подобная идеологическая цензура выглядит естественной, да и все логические ниточки увязаны грамотно, вплоть до того, что даже Дурацкому острову придумана новая роль, связанная с загрязнением окружающей среды. Но всё же я предпочёл бы, чтобы идеологию сохранили Носовскую.

Вместе с тем, чувствуется, что создатели мультфильма с уважением отнеслись к книжному канону. Внешние образы персонажей созданы на основе рисунков Генриха Валька, чьи иллюстрации к третьей книге считаются классическими. Сюжет содержит также отсылки к первой и второй книгам: эпизод с майским жуком, изобретение воздушного шара, финальная ссора Незнайки со Звёздочкой, дословно копирующая аналогичную сцену с Кнопочкой, которую задела реплика про влюблённость.

Правда, обыгрывая сцены из первых книг, мультфильм как бы исключает их сюжеты из своей гипотетической предыстории: если, скажем, воздушный шар изобретён только теперь, значит никакого полёта коротышек в Зелёный город попросту не было.

Экранное время распределено между персонажами в иной пропорции, нежели в книге. Заметно расширена роль редактора Гризля. Больше стало самогО Незнайки — в книге он порой надолго исчезал из сюжета или превращался в пассивного наблюдателя. Зато сократились сюжетные линии Спрутса, Скуперфильда и прочих членов Большого Бредлама. Не знаю, можно ли вообще разобраться в кознях этих злодеев, если смотреть мультик, не прочитав предварительно книгу.

Финальная часть сюжета, к сожалению, оказалась скомкана. Спрутс как-то очень вскользь лишился своих заводов, но и только. Судьба остальных миллионеров не оговаривается. Могущества, денег и власти у них никто не отнял. Нет ни «парадного шествия» невесомости по планете, ни «победы трудового народа», ни диверсии Спрутса и Жулио со взрывом ракеты. Незнайкина драматичная ностальгия, едва не стоившая ему жизни в финале, тоже пошла под нож.

Остались некоторые мелкие неувязки. В частности, должна была как-то «выстрелить» подмена чемоданов, но этого не случилось.

В целом сюжет мультфильма построен на удивление увлекательно: хоть я уже давно вышел из возраста, в котором мультики идут «на ура», а всё равно «Незнайку на Луне» посмотрел с удовольствием. Для сравнения, разрозненные серии советского мультфильма по первым книгам я уже лет в 12–15 смотреть не мог — слишком они казались скучными.

Озвучка в мультфильме выше всяких похвал. Интонации Незнайки и других коротышек живо напомнили мне любимую с детства пластинку-инсценировку по мотивам первой сказки. Голоса Клары Румяновой и Михаила Кононова неподражаемы. А озвучка Кононовым крысоподобного редактора Гризля явно подразумевает преемственность с образом пирата Крыса из знаменитой «Гостьи из будущего».

Также хочется отметить красивое музыкальное сопровождение на основе классической музыки. Вообще мне мало что нравится из инструментальной классики, но композиции, выбранные для мультфильма, пришлись по душе, в частности фрагменты сюиты «Пер Гюнт».

Так что, пожалуй, зря я столько лет откладывал знакомство с этим мультфильмом. Несмотря на некоторые недочёты, он оказался настолько симпатичен, что, думаю, можно пересматривать его каждый год.

@темы: респект, незнайка, мультфильмы, гендерное, впечатления, булычёв, алиса

записки Чугунного Дровосека

главная